Австрия со всех сторон

Австрийский Шекспир

Просмотров: 82

Австрийский Шекспир – любитель женщин и азартных игр

За несколько лет до революции 1848-го года на сцену одного из венских театров в начале представления вышел кареглазый брюнет средних лет. К его рубашке вместо пуговиц были прикреплены булочки. Таким образом знаменитый австрийский драматург и блестящий актер высказывал свое недовольство местными пекарями. Чем же булочники так прогневали служителя Мельпомены? Оказывается, незадолго до этого городские пекарни вместо обычных булочек стали выпускать совсем крошечные, причем цену на свой товар они оставили прежней. Из-за этой проделки актер вынужден был провести бессонную ночь в тюрьме, а на следующий день публично извиниться перед булочниками. Виновный высказал им особую благодарность за их труд, подчеркнув, что теперь он точно не остался бы голодным, так как новые булочки легко прошли бы даже сквозь замочную скважину его камеры. Эта история приключилась с одним из создателей австрийского национального театра, самым значительным комедиографом альпийской республики всех времен Иоганном Нестроем.

Нестрой, которого еще называют австрийским Шекспиром, родился 210 лет назад – 7 декабря 1801 года в Вене, в доме на Бройнерштрассе, где проживал уважаемый и весьма состоятельный придворный и судебный адвокат, доктор юридических наук Йоханнес Нестрой вместе со своей супругой Марией Магдаленой. Иоганн Непомук Эдуард Амброзий был вторым из восьми детей Нестроев. Будущий сатирик должен был пойти по стопам отца и также стать юристом, а потому на его образование родители не жалели никаких средств: Иоганн “грыз гранит наук” исключительно в элитных венских учебных заведениях – начальной школе Ст.-Анны и гимназии Шоттенштифт, где изучал латынь, греческий язык, религию, историю и математику.
Когда мальчику исполнилось 13 лет, семейство Нестроев понесло тяжелую утрату – от туберкулеза скончалась Мария Магдалена. Забота о детях целиком легла на плечи Йоханнеса.
После окончания гимназии Иоганн поступил в университет, где сначала изучал философию, а с 1820 года – юриспруденцию. Однако специальность отца привлекала молодого человека значительно меньше, нежели театр и сцена. Параллельно с учебой Иоганн принимал участие в любительских постановках, и это увлечение взяло верх над увещеваниями родителя взяться за ум и стать юристом. Отучившись на факультете юриспруденции всего два года, Нестрой бросил университет и подался в оперные певцы. Молодой бас получил двухгодичный ангажемент в императорском и королевском Придворном театре с жалованьем в 600 гульденов. И критика, и публика были в восторге от Нестроя.
В тот же самый год, когда Иоганн променял карьеру юриста на сцену, он познакомился с Марией Вильгельминой фон Ниспесны, внебрачной дочерью графа Зихи фон Васоныкео,  на которой женился спустя год – 7 сентября 1823 года. Через два дня молодожены уже неслись в карете в Амстердам, где Иоганна с нетерпением ожидала труппа Немецкого театра. В Нидерландах Нестрою пообещали гонорар в размере 1600 гульденов в год, а потому решение оставить Вену далось певцу достаточно легко.
В Амстердаме Иоганн проработал два года. Здесь он начал вести подробный дневник, в котором описывал свои роли, выступления, а также очень личные моменты. К примеру, рассказывал о рождении своего первенца – Густава Иоганна Вильгельма, появившегося на свет 21 апреля 1824 года.
Голландский период оказался очень продуктивным: в первый год работы в Немецком театре Нестрой выступил 80 раз, во второй год, несмотря на длительную болезнь, – 108 раз. И выхлопотал себе повышенный гонорар в размере 2500 гульденов.
После Амстердама Иоганн работал в театрах Брно, Граца, Братиславы и Львова. Постепенно он расширил свой репертуар и выступал не только как оперный певец, но и как актер. В перерывах между выступлениями Нестрой закрывался в своем кабинете и строчил театральные пьесы. Оперная карьера Иоганна, сыгравшего 86 ролей, закончилась в Граце, где в 1826 году была поставлена его пьеса “Изгнание из волшебного царства”.
Однако больше всего Нестрою нравилось работать комическим актером. Публика очень тепло приняла его в новом амплуа. Но вместе с растущей славой, начался разлад в личной жизни. Вечно занятый актер уделял все меньше внимания своей супруге, и та в скором времени нашла утешение в объятиях графа Баттяни. Нестрой расстался с неверной женой, но разводиться не спешил – брак Иоганна и Вильгельмины был расторгнут только в 1845 году. Актер как-то сказал: “Брачный союз – самый короткий в пространстве, самый длинный во времени”. Ему же принадлежит высказывание: “Женатый вздыхает глубже, чем холостяк”. Видимо, чтобы избежать глубоких вздохов в будущем, он принял решение больше никогда не связывать себя узами брака.
Спустя несколько месяцев после измены жены Нестрой познакомился с молоденькой 18-летней актрисой и певицей Марией Антонией Лахер (Вайлер), которая стала ему верной спутницей и родила двоих детей – Карла Иоганна Антона и Марию Сессилию. Несмотря на то, что Иоганн так и не женился на Марии, он всем свои знакомым представлял ее не иначе как свою супругу, а в 1858 году официально признал своих детей.
Со временем стало очевидно, что Нестрой “перерос” провинциальные театры и что талант такого масштаба должен работать в столице, и Иоганн перебрался в Вену. В 1831 году он получил ангажемент в Театре-ан-дер-Вин и сразу же покорил венскую публику. В скором времени он стал одним из самых популярных острохарактерных комедийных актеров и сатириков.
Однако 1834 год принес актеру одни разочарования. 5 марта скончался его отец, оставив после себя гору долгов. Нестрой активно принялся за работу, чтобы рассчитаться с кредиторами: днем он играл в Винер-Нойштадте, а по вечерам выступал в Вене, летом гастролировал в Карлсбаде. Драмы Нестроя, которые он писал на венском диалекте, были насыщены элементами фарса, сатиры и пародии и имели огромный успех у публики. Он пародировал Рихарда Вагнера, бесстрашно критиковал австрийскую монархию и политику Меттерниха, что не могло пройти бесследно. Иоганн получил строгое предупреждение от самого императора, за его работами стали следить сотрудники полиции. В 1835 году неугомонному Нестрою пришлось даже провести 5 дней в тюремной камере. Тогда он сказал, что “цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут инквизиция”.
В 1854 году Иоганн стал директором театра Леопольдштеттер. Неожиданно актера-трудоголика личная жизнь стала интересовать гораздо больше работы. Нестрой пустился во все тяжкие: громадные суммы он спускал на женщин и азартные игры. Марию Вайлер, которая помогала ему управлять театром, серьезно обеспокоили резкие перемены в поведении ее гражданского мужа. Он не только стал уделять меньше внимания театру, но и тратил свое состояние с такой скоростью, что вполне мог повторить судьбу своего отца.
Сильный разлад в отношения Марии и Иоганна внес его роман с Каролиной Кёфер: узнав о нем, гражданская супруга Нестроя выехала из их общей квартиры. Друзья пытались помирить пару, однако актер требовал свободы личной жизни, свободный доступ к прибыли театра и раздельное пользование квартирой. Тем временем новая фаворитка Нестроя пыталась плести интриги против Марии, к счастью, безуспешно. Вскоре Кёфер надоела Иоганну, и тот вернулся к Марии, которой передал управление театром. Мария простила неверного супруга и летом 1857 года вместе с Иоганном и их общей дочерью отправилась в Париж, а затем в Амстердам. Однако семейная идиллия длилась недолго – спустя год Нестрой завел очередной роман и вернулся к азартным играм. Несмотря на то, что Иоганн старался скрыть свои новые-старые увлечения, фрау Вайлер сразу же заподозрила неладное и начала за ним следить. Когда ее худшие подозрения подтвердились, Мария в очередной раз рассталась с Нестроем. Однако актер не желал окончательного разрыва, а потому предпринял все возможное, чтобы вернуть Вайлер. Он даже добился официального признания их внебрачных детей, и гражданская супруга снова простила Иоганна.
В 1859 году Нестрой приобрел два дома – в Граце и Бад-Ишле, где планировал провести остаток своих дней. Спустя год, 31 октября 1860 года, он ушел с поста руководителя венского театра. Днем раньше он устроил грандиозное прощальное представление, в котором еще раз сыграл отрывки из своих самых знаменитых ролей. Однако окончательно расстаться с театральным миром так и не смог: в Граце по вечерам его можно было встретить в театре в ложе среди обычных зрителей, также он играл Юпитера в оперетте Жака Оффенбаха “Орфей в Аду”. Кроме того, до конца своих дней он сохранил славу героя-любовника, не пропускавшего ни одной юбки.
25 мая 1862 года Иоганна Нестроя не стало. Он умер в Граце, причиной смерти врачи назвали инсульт. По завещанию универсальной наследницей была признана Мария Вайлер. В этом документе актер подчеркнул, что только благодаря ей удалось сохранить его состояние, также он назвал ее “верной подругой”, а все ее деяния – “жертвенными”. Кроме того, он писал, что очень опасается, что его похоронят живым.
Прах актера захоронили в его родном городе – Вене, на кладбище в районе Вэринга. Спустя 28 лет Нестрой вместе со своей гражданской супругой обрели последний покой в почетной могиле на Центральном венском кладбище. В 1872 году в честь актера назвали два переулка Нестройгассе во 2-м и 14-м районах Вены, а в 1932 году – площадь Нестройплатц. Также имя Нестроя носит одна из станций венского метро.
Нестрой был острохарактерным актером, как драматург он противопоставлял реализм трагичности и сентиментальности романтизма. Действие его пьес на первый взгляд кажется незамысловатым. Вместе с тем сюжет периодически прерывается песнопениями, так называемыми куплетами. Простые мелодии и тексты писались специально для того, чтобы обмануть вездесущую цензуру. При этом постоянными оставались лишь две-три строфы песни, а остальные менялись каждый вечер в зависимости от актуальной политической ситуации в стране. Удачные импровизации Нестроя на злобу дня пугали не только консерваторов, но и либералов.
За свою 40-летнюю карьеру Нестрой сыграл около 880 ролей. Его влияние на австрийский театр чувствуется по сей день, а премия его имени считается наиболее известной среди театральных наград Австрии.
Драмы Нестроя не обошли стороной и Россию: некоторые из них ставились на театральных подмостках еще в дореволюционный период. А несколько лет назад в московском Драматическом театре на Малой Бронной с успехом шла пьеса “Кавалер роз” на основе нестроевской драмы “Einen Jux will er sich machen”.
Юлия Креч
 

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети