Австрия со всех сторон

Русская музыка немецкой эмиграции

Просмотров: 96
Феномен самосохранения

8 января 2007 года исполняется 110 лет со дня рождения Александра Креслинга – филолога, переводчика, диалектолога, широко известного современной мировой науке, отмеченного за особые заслуги в развитии русской культуры в 1966 году Крестом первого класса Федеративной республики Германии.

Он был петербуржец по рождению, эмигрант с 1919 года, пять раз приговорен к расстрелу в революционной России, чудом бежал. Александр Креслинг пронесет любовь к России до конца жизни, посвятив себя изучению и пропаганде старообрядческих раскольничьих русских песен.

Многие источники, безнадежно утраченные и забытые под влиянием советской антирелигиозной пропаганды и запретов, чудным образом, как анахронизмы, удастся ему восстановить по памяти из экспедиций по дореволюционной России.

Феномен сохранения старого языка и традиций в чуждой языковой среде немцем по происхождению, прекрасно владевшим обоими языками, поистине уникален. Созданный им во Фрайбургском Университете в 30-е годы раскольничий хор из студентов-филологов, в 1937 году переживет время запрета.

Что же явилось живительной силой сохранения филолога-слависта в годы национал-социализма? Достаточно ли было фанатичной любви к России, чтобы вытерпеть испытания, выпавшие на его долю?

Эти и многие другие вопросы предстоит нам решить, повстречавшись с Уте Креслинг, его вдовой. Несмотря на преклонные годы (91 год – солидный возраст), она усердно работает с архивом, стараясь сохранить его концепцию в развитии хорового искусства раскольников. Уте Креслинг, коренная немка, смогла проникнуться любовью к старинным русским песням, став соратником мужа.

Знакомство их состоялось в 1935 году. Хор к тому времени уже существовал. Александр Креслинг был преподавателем на философском факультете Фрайбургского университета. Она – начинающая студентка. У него за плечами – мятежное революционное время в России, участие в гражданской войне, трудные годы эмиграции.

Позже, когда они подружатся и проникнутся взаимной симпатией, Александр Креслинг признается, что сразу же выделил ее из всех студентов, еще до их знакомства. Уте Вибалк (ее девичья фамилия) училась на факультете биологии; для того, чтобы находиться в курсе разработок российских генетиков и иметь доступ к новейшим исследованиям, должна была изучать русский язык.

«Наша дружба была почти безнадежной, – вспоминает она. – Он – эмигрант без гражданства – надеялся еще вернуться в Россию и очень тосковал по ней: у него там остались мать, сестры и младший брат. У нас не было общего будущего. Все мои сомнения были связаны с этим обстоятельством. Не было никаких шансов на оформление законных отношений. Да он, судя по всему, и не стремился к этому, упрямо надеясь на возвращение на родину. Вокруг него образовался круг студенчества. Его обожали за смелость и жизнерадостность. Кроме того он был старше меня на двадцать лет».

Прочь от быта

Для Александра Креслинга русский язык, культура, музыкальные традиции становятся частью жизни. А в раскольничьих песнях он узнает свое беззаботное детство и юность.
К нему стремятся студенты, он притягивает их юношеской энергией и выдумками.
– Откуда это у него? – поинтересовалась я.

Уте Креслинг, сделав небольшую паузу, задумывается: «Он мог это перенять от своей бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению. У нее был свой салон в Петербурге. Только она могла так шутить, устраивать замечательные праздники, карнавалы. Однажды, например, нарядившись в костюмы времен Луи XVI, они, всей группой приглашенных на его день рождения детей, отправились в ее личном вагоне поезда в Финляндию, поскольку выяснилось, что кто-то из них никогда ее не видел. Родители были информированы о поездке посредством короткой записки: Мы – в Финляндии».

Позже, в 1940 году, когда Александр Креслинг женится на Уте Вибалк, для этого, казалось бы, рядового события потребуется им письменное разрешение рейхсканцлера. Она будет принимать как должное все его причуды и выдумки, станет заботиться о быте студентов с его факультета, организовывать приемы, накрывать на стол. Уте Креслинг станет для него, как сегодня модно говорить, менеджером. И довольно успешным.

Как в сказке готовится завтрак. Для этого она должна встать в четыре утра, до пробуждения супруга, всё приготовить и снова лечь рядом, создавая иллюзию вечного праздника и легкости: запах утреннего кофе, протопленный камин, раздвинутые в столовой зале тяжелые гардины и яркое утреннее солнца.

Но как признается Уте Креслинг, делала она это добровольно и с большим желанием угодить супругу, любя его до самозабвения и ограждая от быта и ненужных хлопот.

Его дело было заниматься духовными и религиозными поисками, выступать перед аудиторией, а ее – устраивать быт, следить за тем, к примеру, чтобы студенты имели жилье. Как ей все это удавалось совмещать? Она сегодня не может объяснить.

А еще оставаться очаровательной, умной, женственной; воспитывать детей, контролировать их успехи в школе. Но она убеждена, что и сегодня повторила бы до мелочей привычную ей счастливую жизнь с Александром Креслингом. Ею двигало чувство преклонения перед ним и обожания, а еще радости и гордости за супруга. А гордиться было чем.

Встреча с Горьким

16 октября 1921 года Горький покинет Россию. По легенде, которая известна Уте Креслинг, Алексей Максимович приедет во Фрайбург поправить здоровье, с секретаршей и свояком. Это была официальная версия его отъезда за границу.

На самом же деле, выступив вначале в поддержку Ленина, а затем с критикой политики военного коммунизма и красного террора, он наживет себе много неприятностей и противников, и его отъезд будет вызван скорее политическими мотивами, чем личными. В Германии Горький будет встречен, как политический эмигрант.

Хозяйка дома, где он будет проживать, вначале охотно согласится на продажу дома. Уте Креслинг же считает, что все-таки это была не продажа, а съем жилья: сделку для российского гостя за 25 долларов осуществит Александр Креслинг.

Но когда владелица дома узнает, что гость не один, а c секретаршей, да еще и не Горький, а какой-то Пешков, намерится воспрепятствовать посещению, приобретя злую собаку для охраны, как ей думалось, от подозрительных гостей.

Эффект получится обратным. Горький, воспитанный в рабочей среде, быстрее справится со злобным характером лающей собаки, чем сама хозяйка, громко по-русски прикрикнув на нее: «Что ты лаешь, собака?! » – и покажет ей в назидание кулак. Пес, не ожидая такого поворота событий, быстро стихнет и успокоится. Напротив, хозяйке придется вскоре искать у гостя защиты от злобного пса…

Христоматийной является еще одна история, рассказанная госпожой Креслинг. И Горький и Креслинг обожали народные песни. Однажды, поздно вечером, хорошо посидев и отдохнув в трактире, изрядно выпив, они решают посоревноваться, кто громче пропоет на Баденской земле русские народные песни.

В консервативной провинции с традициями, уходящими в тысячелетия, в центре города Фрайбурга, этот факт не мог быть не замеченным полицейским. Поспешив на шум, он попытается приструнить разгулявшихся иностранцев и затребует у них документы для контроля. На что Горький произнесет знаменитую фразу, ставшую крылатой: «Нас мало, но мы – славяне!»

Примечателен и их спор о русскости. Горький считал Александра Креслинга не настоящим русским. Креслинг ему возражал. Они начали пререкаться. Тогда Горький сказал другу: «Закрой глаза, что ты чувствуешь?» Креслинг ответил: «Я чувствую ветер». Горький воскликнет изумленно: «Нет, ты действительно русский!»

Архив Шаляпина

Знакомство с Шаляпиным произойдет в Гамбурге в 30-е годы, где тот давал два концерта. И после первого же выступления Александр Креслинг оставит в гостинице Шаляпину в знак признания и уважения свои пластинки с записями старообрядческого хора. На следующем же представлении певец обратится в зал с просьбой откликнуться тому, кто передал ему пластинки, которые произвели на него огромное впечатление.

Так возникнут дружеские отношения между Шаляпиным, проживавшим тогда в Париже, и Креслингом. О значимости этой встречи для обоих говорит тот факт, что свое творческое наследие, пластинки с записями песен, Шаляпин, скончавшийся от лейкемии в 1938 году в Париже, завещает в знак глубокой признательности Александру Креслингу.

И сегодня этот архив заботливо хранится у его вдовы, требуя изучения. Как скоро будет обработан материал, сказать не представляется возможным, поскольку средств на его исследование не хватает.

Становление характера

Перенесемся в то время, когда происходит становление характера Александра Креслинга – филолога-диалектолога. Мятежный 1905-й известен не только кровавой революцией и расстрелом народных масс, но и знаменитым Указом царя Николая «О свободе вероисповедания», который будет закреплен в октябре 1906 года в «Правилах об общинах», определяющих свободу и порядок их деятельности. Таким образом, после 250 лет безуспешной борьбы государства со староверами, раскольникам будет дано право на их вероисповедание.

Старообрядчество в России, традиционно связанное с бунтами и непослушанием, было запрещено царевной Софьей Алексеевной указом «О наказании распевающих и принимающих ереси расколы». Жестокими преследованиями бунтарей желаемое повиновение достигнуто не будет, многие староверы будут вынуждены бежать за границу или в глубь Урала и в далекую Сибирь.

При Петре Первом репрессии станут ослабевать, поскольку государь будет больше обеспокоен доходами страны, чем богословскими чтениями. Привлечением иностранных специалистов амбициозный властитель стремится вывести Россию на мировой рынок. Проблему вольнодумства, ношения бороды, кокошников и народных сарафанов Петр решит по-европейски, обложив старообрядцев тяжелыми налогами. Однако, прорубив окно в Европу и пригласив иностранцев, Петр Первый не сможет искоренить желание народа жить в соответствии с традициями прадедов.

Наиболее мудро поступит Катерина, помиловав раскольников, отменив двойное налогообложение и пригласив в Россию вольнодумных немцев, приверженцев лютеранской веры. Так, в Саратовской, Самарской губерниях – местах компактного поселения немцев-колонистов и по сей день ученые выявляют сохранение старообрядческих традиций.

В рассказе об Александре Креслинге для нас этот факт будет являться тому чрезвычайно важным свидетельством, поскольку его мать, Элеонора Креслинг, урожденная Хаймбургер – была родом из Саратовской губернии, поволжской немкой.

Путь к разлуке

Народное творчество, исходящее из глубины души, – песни, сказки, баллады, – в смутные времена анархии и недовольства выступают живительным эликсиром, сплачивающим народ. Чудодейственным образом сохранятся они, передаваясь из поколения в поколение.

В смутное время перемен 1905 года Александру Креслингу исполнится восемь лет. Он происходит из богатой семьи, его отец, Карл Креслинг – ученый, редактор еженедельного «Фармацевтического журнала», устроитель выставок, на последней из которых в 1913 году будет представлен макет аптекарского магазина, которым владеет Карл Креслинг.

Его мать, как уже было сказано, родом из Саратовской губернии, известная пианистка.

Судьба семьи Креслинг сложится трагично. После Октябрьской революции они лишатся аптеки, имущества, им оставят лишь две комнаты в их доме. Устав от мытарств, семья переберется в Литву, где у Карла Креслинга сохранится имение. В 1929 году глава семьи скончается после продолжительной болезни, и Элеонора Креслинг, с оставшимися тремя детьми, решится вернуться в Петербург, чтобы в годы блокады Ленинграда умереть со старшей дочерью от голода.

Уцелеет средняя сестра Бирута. В ее честь назовут Креслинги собственную дочь, ныне архитектора. Младшему брату Хансу в 1941 году удастся бежать от ареста из Ленинграда в Германию.

Все это еще только предстоит пережить семье Креслинг, а пока судьба будет готовить их к суровым испытаниям и вынужденной разлуке.

Как и во всех интеллигентных немецких семьях, двуязычие будет у них нормой. А еще родители позаботятся о том, чтобы дети учились музыке. Первые уроки Александр Креслинг станет брать в Санкт-Петербурге у известного скрипача Леопольда Ауэра.

На каникулах он примет живое участие в Уральских экспедициях отца, где и случится их первое знакомство со старообрядчеством. По свидетельству госпожи Креслинг, в первой экспедиции отца и сына произойдет знаменательная встреча со странником-старцем, неожиданно обратившимся к Карлу Креслингу с просьбой взять его на работу.

В то время дела старшего Креслинга только набирают обороты, и просьба старого человека озадачивает его. Однако, несмотря на сомнения, старец будет принят на работу, а с ним и вся его старообрядческая семья.

Музыка в его жизни

За Александром Креслингом определят присматривать мальчика-старовера, опасаясь нарастающих массовых волнений и беспорядков – последствий кровавой революции 1905 года. Мальчик старше его годами должен будет сопровождать Александра в школу и встречать после уроков. Юному Креслингу будет не по себе от чрезмерной опеки, и он однажды отошлет его с полпути домой. Каково же будет его удивление, когда по приходе в школу он обнаружит, что здание закрыто. Александр вынужден будет возвратиться назад, по пути найдет лежащим приставленного ему для охраны мальчика. Первая мысль, которая ему придет в голову, – вызвать врача. Он призовет доктора, обслуживавшего их семью. Врач тотчас же приедет на место, окажет помощь раненому, направит его в больницу.

Чувствуя вину за пострадавшего мальчика-старовера, младший Креслинг станет его регулярно навещать в больнице. Однажды Александру впервые удастся застать его поющим старые обрядовые песни. Креслинга обескуражит тот факт, что при его появлении мальчик замолчит. Это обстоятельство разбудит еще больший интерес к незнакомым песням.

Александр заметит, что старообрядческие песни отличаются от академического музицирования матери-пианистки и уроков скрипача непредсказуемостью, спонтанностью и полифоничностью. Их можно петь по любому поводу и при любом настроении. В них присутствует непонятная силлабическая система организации текста, а музыка отличается от механической системы тонов знакомых ему классических инструментов; эти песни дают колоссальный полет фантазии и свободу, поскольку основываются не на пении в унисон, а на одновременном произнесении слогов текста песнопения. Видимой легкостью они прельстят молодого Креслинга.

Заметив пристрастие к музыке, родители определят его в Петербургскую консерваторию к профессору Александру Константиновичу Глазунову. Это обстоятельство станет решающим событием в его жизни, а полученное классическое образование позволит выжить в тяжелейших условиях эмиграции: он станет давать уроки музыки и тем самым зарабатывать на жизнь.

Но это будет после, а пока в 1912 году он с отцом предпримет важную поездку на Урал, где соберет и обработает народные раскольничьи песни. После поездки Александр Креслинг подготовит сообщение о результатах экспедиции в Петербургской консерватории, получит одобрение известного педагога Анатолия Константиновича Лядова.

Уроки скитаний

В 1915 году с началом Первой мировой войны молодой Креслинг будет призван в армию. Независимый характер и вольнодумство создадут ему трудности в армейской службе. За непочитание ритуалов царской армии и дерзкое поведение он будет заточен в Кронштадтскую крепость, спасется бегством и покинет Россию навсегда.

В Германии, во Фрайбурге его будут ждать еще две знаменательные встречи, определившие дальнейший путь: с выдающимся филологом-славистом и философом русско-украинского происхождения Дмитрием Ивановичем Чижевским (1894 – 1977 гг.) и философом-социологом Федором Августовичем Степуном (1884 – 1965 гг.).

Их объединит в начале двадцатых годов проживание под одной крышей в доходном доме Розы Баумгартнер во Фрайбурге, которая охотно сдаст жилье русским эмигрантам; а еще общая любовь к России, Петербургу, русским языку, музыке и культуре. Александр Креслинг, благодаря прекрасному знанию немецкого языка, поможет им в переводе философских заметок.

Жизнь обоих ученых в зарубежье будет иметь подъемы и горестные падения. Чижевский начнет успешно преподавать в Халле, затем последует запрет в связи с указом об увольнении преподавателей, находящихся в родственных связях с евреями; новое разрешение. В 1945 году он вынужден будет уехать из советской зоны оккупации и найдет место в Марбурге, где его объявят русским шпионом. В 1949 году он эмигрирует в США к супруге и дочери, а с 1956 года продолжит свою деятельность в Германии в Хайдельбергском университете. Уте Креслинг оценивает его как необычайно эрудированного, человека феноменальных способностей. Ей посчастливится быть в числе учениц Чижевского.

Степун начнет успешно преподавать в Дрездене социологию, в 1937 году его уволят с кафедры и станет прозябать в нищете. С 1946 года он – профессор философского факультета в Мюнхене. Уте Креслинг вспоминает его как необычайно доминирующую личность, от которой исходили особый свет и тепло.

Несмотря на трудности, которые им придется преодолевать, ученые до конца жизни останутся патриотами России, преданно служа ей вдали от нее и прививая немецким студентам любовь и восхищение своей исторической родиной.

Достижения Александра Креслинга в области распространения старинных народных песен оказали огромное влияние на становление и развитие факультета славистики Университета во Фрайбурге. Русский старообрядческий хор студентов университета существует и сейчас, удивляя своим редким музыкальным репертуаром. Огромная заслуга в этом Уте Креслинг – вдовы ученого. Понятно, что без финансирования подобный проект не смог бы существовать длительное время, поэтому все свои скромные сбережения и наследство, полученное ею от родителей, она вложила в любимое дело супруга.

Культура всегда была убыточна, и как долго проекту существовать без финансовой поддержки и на голом энтузиазме, трудно сказать. Но есть надежда, что кто-нибудь из специалистов – почитателей древнего русского языка проявит интерес к старинной русской культуре и предложит свою помощь.

В начале 90-х годов Уте Креслинг с хором побывала в Иркутске, сложились теплые дружественные отношения с местными специалистами. Но языковое и музыкальное наследство, оставленное в записях старообрядческих песен Александром Креслингом, выходит за рамки провинциального города, а для специалистов в области старославянского и русского языков представляет поистине уникальную ценность.

Лариса фон Трейден

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети