Австрия со всех сторон

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Просмотров: 247

Прикладное искусство Австрии

 плетение из соломы, Плетеная утварь Австрии

Прикладное искусство Австрии необычайно разнообразно. Время его наивысшего расцвета приходится на период с середины XVIII до середины XIX века.

 Обработка дерева

Почти повсеместно в Австрии была распространена художественная обработка дерева. Мебель кустарной работы можно было видеть в крестьянских домах еще на рубеже XX в., а различная утварь и мелкие изделия – посуда, вальки для белья, курительные трубки и т.д.  – и в настоящее время имеются не только у крестьян, но и у горожан. Особенно разнообразны изделия альпийских жителей – посуда и формы для масла и сыра, а также орудия труда и утварь виноградарей. Все эти предметы украшены резьбой и росписью. Известно много приемов резьбы: плоскостная, пропиловка, скульптурная, накладная, интарсия. Один из ранних видов – ямчато-трехгранная резьба. Для изделий характерен геометрический орнамент, состоящий из кругов, ромбов, квадратов, шестиконечных звезд и т.д. Позднее появились гербы, знаки ремесленников, мотив виноградной лозы. Роспись по дереву распространилась в XVII в. В ней преобладали растительные мотивы – тюльпан, розы в вазонах, гроздья винограда. В XVIII–XIX вв. стали изображать пейзажи, бытовые сценки. Орнамент по дереву имеет много общего с мотивами вышивки, ткачества, росписи керамики и др. Художественная обработка дерева, как и другие виды прикладного искусства, в разные периоды испытала сильное влияние готики, ренессанса, барокко, рококо (сюжеты, расположение орнамента, сочетание красок и пр.).

В настоящее время центры обработки дерева находятся в Верхней Австрии, Тироле и Штирии. В Австрии, особенно в Тироле, широко распространено изготовление принадлежностей религиозного культа – амулетов, крестов, скульптурных изображений святых. Их фигурки из дерева, глины и папье-маше являются подлинными образцами народного искусства. Оно выражено и в области архитектуры. Различные архитектурные детали деревянных зданий – наличники, ворота, консоли, балясины, перила построек Верхней Австрии, особенно сараев, украшены пропиловкой, накладной или плоскостной резьбой. Среди ее элементов часты геометрические и стилизованные растительные мотивы. Наряду с обычными символами имеются солярные изображения, а также мотивы, частые для других видов австрийского прикладного искусства – олень, заключенные в кольцо три рыбы, «древо жизни». Резьба подчеркивается росписью черного, белого, красного, позднее желтого цветов. Стены каменных построек украшали росписью и скоблением (сграффито). Эти виды декора появились в XVI в. на стенах домов богатых крестьян и деревенских гостиниц. В XVIII в. они становятся довольно обычными для крестьянского жилища Тироля (здесь бытовала роспись типа фресок), Верхней Австрии (абстрактный орнамент), а также Нижней Австрии, Зальцбурга (фигурные изображения; наряду с изображениями святых часты сценки из народной жизни – охота, сбор винограда и др.).

Плетение

В Тироле, а еще более в Бургенланде, высокого уровня достигло плетение из соломы, тростника, ветвей и корней деревьев. Плетеная утварь, разнообразная по форме и назначению, – корзинки для хлеба, для хранения зерна, футляры для бутылок с вином и т.д. – еще недавно широко применялась в крестьянском хозяйстве. Интересна форма корзины с характерным узким горлом, напоминающая древние сосуды – хранилища зерна. Некоторые виды плетеных изделий – шляпы, спинки и сиденья для стульев, корзины для переноски тяжестей – изготавливаются и в настоящее время.

Ткачество

Основными районами распространения ткачества в XIX в. были Мюльфиртель (Верхняя Австрия), некоторые области Каринтии и Бургенланда. Сырьем служили шерсть и лен, позднее – хлопок. Домотканые изделия – скатерти, занавесы и т.д. – в начале XX в. были распространены как в деревнях, так и в городах. Сохранились многочисленные образцы дамаста. Наиболее типичными были геометрические растительные и животные мотивы, а также библейские сюжеты; позднее появился абстрактный орнамент. Распространена была набойка – с белым (растительным) узором на синем окрашенном фоне (Blaudruck). Узоры народных тканей в настоящее время нередко переносят на ткани фабричного производства.

Вышивка и плетение кружева

Ажурное шитье, вышивка шелком, шерстью (гладью и крестом) и аппликации кожей украшали народные костюмы XVIII–XIX вв. Наиболее распространенными цветами были красный и синий, в Каринтии – черный и блеклый розовый. Для вышивки крестом типичен геометрический, а для глади – растительный орнамент. Как и в других видах прикладного искусства, здесь часты изображения тюльпанов, а также более старые мотивы – «древо жизни», олень с птицей на спине. В Бургенланде красной шерстью на белом полотне изображали стилизованные фигурки людей, петухов, а также деревья. Этот орнамент близок к вышивкам местного славянского населения. В XVII и особенно в XVIII в. в придунайских городах распространилось золотое и серебряное шитье по сукну и бархату («золотые» чепцы жительниц Линца). Основные мотивы такой вышивки – цветы и птицы. Особое искусство представляет собой вышивка расщепленными черенками гусиных или павлиньих перьев (сначала белая, затем красная и синяя) на мужских кожаных поясах. Наряду с более старым геометрическим орнаментом на поясах изображали и бытовые сцены. Время расцвета этого вида вышивки – первая половина XIX в.

Плетение кружева из грубых ниток на коклюшках в Тироле и Верхней Австрии было развито в XVII–XVIII вв., пока в конце XIX в. не появились более тонкие фабричные кружева.

Обработка металла

Древние корни имеет обработка металла (горячая и холодная), главным образом железа; роль других металлов – меди, латуни, олова в народном прикладном искусстве сравнительно невелика. В XIV в. в городах Австрии высокого развития достигло оружейное дело.

К металлическим изделиям относятся разнообразные религиозные символы, кресты, церковная утварь, дверные и оконные решетки, подсвечники, профессиональные знаки ремесленников, кухонная утварь, украшения (особенно филигранные). Известны целые коллекции вафельных досок. Многие из этих предметов имеют выпуклый рисунок и украшены литыми фигурами, резьбой и гравировкой с растительным и животным орнаментом, гербами. Иногда на них проставлены даты изготовления. Обработка металла долгое время считалась почетным занятием. Кузнецы, оружейники так же, как и ткачи, заняли видное место в народном героическом эпосе и в легендах.

Художественная керамика

Старинной отраслью прикладного искусства Австрии является художественная керамика. Распространение глазури в Австрии относится к XV в. (сначала желтой, затем зеленой и несколько позднее – цветной). Большинство центров керамического производства в Верхней Австрии, Зальцбурге и Нижней Австрии ведут свою историю с XVI в. Их изделия имеют областные особенности. Так, для нижнеавстрийской керамики характерен красный цвет. В Штирии и Каринтии сохранились ранние формы серой керамики без глазури, со спиральным и лепным орнаментом. Особенно известна гмундская керамика – грушевидные зеленые, а позже фиолетовые сосуды с росписью (бытовые сцены) желтых и зеленых тонов.

Роспись по стеклу

Особый вид искусства представляет роспись по стеклу, получившая свое название от местечка Зандль: «картинки из Зандля» – Sandlbilder. Они большей частью – религиозного содержания, рисунок их отличается яркими красками и резко выделяется на черном, серебряном или золотом фоне. Контуры рисунка наносили на обратную сторону стекла, а затем покрывали масляными красками. Образцы этого вида искусства можно видеть не только в церквях, но и в домах крестьян.

Обработка стекла в виде шлифованных сосудов и фигурок животных известна в Тироле. Стеклянные изделия с эмалью делали венские кустари.

В эпоху капитализма начался кризис прикладного искусства в связи с распространением фабричных товаров. С развитием туризма многие виды изделий народных мастеров стали играть роль сувениров. В конце XIX в. делались попытки оживить традиции народного искусства: открыты художественные школы по ткачеству, обработке стекла, металла, дерева и пр. В XIX—XX вв. образцы народного искусства были представлены в областных и краеведческих музеях в Вене, Зальцбурге, Инсбруке. Сбор этих коллекций организовала Академия прикладного искусства в Вене.

По материалам Этнографического блога о народах и странах мира, их истории и культуре www.lib7.com

Фото: mak.at, hinterglasmuseum-sandl.at, www.handaufsholz.com, www.textilshop.at, www.salzburgerland.com и др. открытые источники

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети