Австрия со всех сторон

Николай Макаров – организатор первого международного конкурса гитары

Просмотров: 213

Николай Макаров, русский гитарист, писатель, лексикограф

В феврале исполнилось 206 лет со дня рождения русского гитариста, писателя, лексикографа, общественного деятеля, организатора первого международного конкурса гитары Н.П. Макарова – человека искреннего, обладающего скромными способностями, но большим трудолюбием, любовью и преданностью своему делу. История организации первого международного конкурса гитары неразрывно связана со столицей музыки Веной.

 

Николай Петрович Макаров родился в 1810 году в Чухломе, уездном городке Костромской губернии, в семье, принадлежавшей старинному дворянскому роду. С детства он учился игре на скрипке у одного из своих крепостных музыкантов.В 1826 году в возрасте 16 лет поступил  в варшавскую школу гвардейских прапорщиков. Во время учебы в Варшаве в 1829 году ему посчастливилось побывать на концертах великого итальянского скрипача Николо Паганини. Курсантам школы запрещалось посещать концерты, поэтому, чтобы попасть туда, ему приходилось переодеваться в гражданскую одежду. В своих воспоминаниях Н.П. Макаров пишет: «Я плакал, рыдал, слушая дивные звуки, извлекаемые волшебным смычком из волшебной скрипки этого гиганта исполнительской концертной музыки… Я возвратился из концерта в каком-то опьянении, не спал всю ночь: в ушах все еще слышались небесные звуки новейшего Орфея». Макарову также удалось побывать на концерте Фредерика Шопена. Но выступление этого великого музыканта не произвело на него столь же сильного впечатления.Во время службы в армии Н.П. Макаров увлекся игрой на гитаре, аккомпанируя несложным песням и ариям. Он учился на шестиструнной испанской гитаре, которая, по его мнению, имела больше преимуществ по сравнению с русской семиструнной гитарой.В  1838 году, выйдя в отставку, он поселился в своем имении в Тульской губернии. Там его увлечение гитарой все больше крепло, сделавшись целью жизни: «В то время скрипка была уже окончательно мной оставлена, а гитара все более и более входила у меня в милость, вскоре овладела всеми моими мыслями и чувствами и сделалась уже целью моей жизни, предметом ежедневных и самых усиленных занятий». Макаров учился самостоятельно, занимаясь по десять часов в день, не исключая праздники и выходные дни.  Сочинял для себя упражнения, этюды и пьесы. Вершиной его композиторского творчества в то время была симфоническая фантазия.В 1840 году, после двух лет упорных занятий, он отравляется в Петербург, чтобы узнать мнение столичных музыкантов о своей игре, испытать силы на публике. Корифей русской гитары А. Сихра так оценил его симфоническую фантазию: «Не только играть вашу фантазию, но и смотреть на нее страшно, ведь это музыкальные дерзости, которые едва ли сойдут вам с рук». В Петербурге состоялось знакомство Макарова с выдающимся композитором А.С. Даргомыжским, впоследствии переросшее в многолетнюю дружбу, продолжавшуюся до самой смерти композитора. А.С. Даргомыжский посоветовал ему заниматься  гармонией и композицией. Прислушавшись к нему, Макаров зимой 1841 года целый месяц посвятил занятиям с капельмейстером Большого театра И.И. Иоганниссом. В том же году состоялся его дебют в зале тульского дворянского собрания, где он сыграл первую часть третьего концерта для гитары с оркестром Мауро Джулиани, партию фортепьяно исполнила сестра А.С. Грибоедова М.С. Дурново – «превосходная пианистка-любительница и одна из лучших учениц и представительниц игры Филда». В 1844 году Макаров вновь посетил А. Сихру, который по достоинству оценил его достижения за прошедшие четыре года: «Охотно склоняюсь перед вами, вы сделали гораздо более того, что мне обещала ваша прежняя игра. И фантазия ваша перестала быть дерзостью».  

Вдохновленный словами А. Сихры, гитарист решил испытать свои исполнительские возможности уже на европейской сцене. Покорить европейскую публику была его давняя и заветная места. В 1851 году он предпринял концертную поездку по Европе. Его программа состояла из 25 крупных произведений. Он посетил Майнц, Париж, Брюссель и, конечно же, Вену; выступал в аристократических салонах, где получил теплый прием и высокую оценку публики. Одна из европейских газет в то время писала: «Господин Макаров отличается не только прекрасным, удивительным исполнением, но и своими сочинениями, плодами отличного знания своего дела. Его мазурка очаровательна по мелодичности и живости, а его венецианский карнавал может соперничать по оригинальности с лучшими произведениями в этом роде». Во время поездки  Макаров встретился с несколькими крупнейшими гитаристами: Цани де Ферранти, Матио Каркасси и Наполеоном Костом. В Вене он неоднократно виделся с гитаристом Йоханом Каспаром Мертцем (бывавшем в России), известность к которому пришла только после того, как он перебрался в Вену и стал выступать с концертами в аристократических салонах. Он познакомил Н.П. Макарова с рядом собственных неизданных сочинений. Часть рукописей тот приобрел для своей коллекции. О впечатлениях от игры Мерца Макаров написал: «В пьесах же, которые  сыграл Мерц и которые прослушал я с возрастающим восторгом, было все – богатое содержание, основательное знание музыки, превосходная разработка и развитие идей, музыкальное единство, свежесть и широта стиля… Наконец, глубокое изучение всех средств и тайн гитары». Но при этом Мерц как исполнитель не произвел на него впечатления: «Дребезжащие басы и грязь в быстрых пассажах». Композиторский и исполнительский талант редко сочетаются в одном человеке. В своем творчестве Н.П. Макаров искал пути совершенствования приемов игры и самого инструмента.

В Вене он решил встретиться с музыкальными мастерами и заказать для себя несколько инструментов. Ему порекомендовали Фишера, гардеробщика Венской консерватории. Но сделанная им 9-струнная гитара Макарову пришлась не по душе. В то время у него было два инструмента венского мастера Штауфера, которые ему очень нравились, но оказалось, что Штауфер перестал делать гитары, закрыл дело и перебрался в Прагу. Выяснилось также, что инструменты, заказанные им еще из Петербурга, делал не Штауфер, а его подмастерье – И. Шерцер. Макаров заказал у него 9-струнную гитару, у которой, по его просьбе, гриф был удлинен до полных двух октав. Внутри и вдоль корпуса Шерцер поставил два металлических стержня и механические колки. Позднее, уже из России, Макаров сделал заказ еще на три 10-струнных инструмента. И. Шерцер создал ту модель гитары, которая теперь называется венская шрамель-гитара или контр-гитара. Ее антикварные экземпляры до сих пор можно увидеть во многих музыкальных магазинах Вены.Вернувшись на родину, окрыленный своими успехами, новыми знаниями и опытом Н.П. Макаров нередко сталкивался с равнодушием и даже враждебностью своих соотечественников. О своей игре он слышал насмешливые комментарии и отзывы, тем более обидные для представителя дворянского сословия. Невзирая на критику, он устроил конкурс на лучшую пьесу для  гитары и лучший инструмент. В то время он был человеком богатым – владельцем завода и крупного имения в Тульской губернии. Мог позволить себе потратить некоторую сумму на творческие проекты.Первый международный конкурс состоялся в октябре 1856 года. Местом его проведения избрали Брюссель. Были представлены работы 7 композиторов, 64 сочинения и 7 инструментов. Среди композиторов первая премия досталась умершему незадолго до конкурса Йохану Мерцу (Австрия) за пьесу «Концертино», вторая – Наполеону Косту (Франция) за пьесу «Большая серенада».В номинации «Лучший инструмент» первой премии был удостоен венский мастер Шерцер. Вторую премию получил Архузин (Россия, Санкт-Петербург). Итогами конкурса сам Макаров был не доволен: «Не вполне достиг своих целей, не открыл ни одного нового композитора с огромным талантом, способного занять место покойного Мерца… Дай Бог, чтоб кто-нибудь другой был счастливее, чем я. Едва ли кто сумеет и сможет в продолжении 18 лет бороться и с равнодушием соотичей и с недоброжелательством своих собратьев по инструменту, бороться и с тысячами других препятствий и не пасть духом, а смело идти и прийти к предложенной цели».Впереди его ждало почти полное разорение, но и удар судьбы не сломил волю этого талантливого человека. Оставшуюся часть жизни он посвящает литературе, лексикографии и общественной деятельности. Его перу принадлежат мемуарные и художественные произведения. В 1889 году в издававшемся Некрасовым журнале «Современник» были опубликованы  воспоминания Н.П. Макарова. За полный русско-французский словарь он был награжден Орденом св. Станислава II степени. В 1874 году вышел его труд «Несколько правил высшей гитарной игры». В 1878 г. была издана «Энциклопедия ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков», которым пользовались Л. Толстой и  Н. Лесков, – сборник латинских, итальянских поговорок, пословиц и текстов разных писателей. Н.П. Макаров был одним из основателей Пушкинского собрания и с 1881 года первый его председатель. Поддерживал тесные связи с Н.Е. Салтыковым-Щедриным. В 1882 году Макаров публикует полный двухтомный труд «Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе моя полная предсмертная исповедь».Умер Н.П. Макаров 5 сентября 1890 года в селе Фуниково-Рождествено Тульской губернии. Но, стряхнув с себя бренное тело, Н.П. Макаров, русский офицер, лексикограф, литератор, талантливый музыкант продолжает жить среди нас в своем творчестве – вне времени и пространства. Свидетельством тому – этот рассказ, опубликованный 126 лет спустя в Вене в русском «Новом Венском журнале». Как организатор первого гитарного конкурса он опередил свое время на полтора столетия. И только в XX веке конкурсы гитары стали популярны во всем мире, на них исполняются произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта и других великих композиторов. Для этого инструмента написан большой репертуар и появляются все новые композиторские имена.

Алексей Тарасов,

гитарист, г. Вена

www.facebook.com/alexey.tarasov.75098?pnref=friends.search

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети