Австрия со всех сторон

Винсент Ван Гог в Альбертине

Просмотров: 135
150 произведений голландского экспрессиониста Винсента Ван Гога до 7 декабря 2008 года будут показаны на выставке «Винсент Ван Гог. Подлинные картины» в музее Альбертина. В центре внимания – взаимодействие рисунков Ван Гога и его картин, созданных в Париже и Орли в последние годы творчества.

Винсент Ван Гог – голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф. Творчество Ван Гога – характерный пример постимпрессионистической живописи. Он не получил систематического академического образования и вообще творить начал довольно поздно. Однако, благодаря природному дару, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, художник сумел создать подлинные шедевры.
Винсент родился в 11 часов утра 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью – Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплетчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Свое имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребенка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента, но умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рожден вторым, стал старшим из детей.
Домашним Винсент запомнился своенравным, трудным и нудным ребенком со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти что-то стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера – был тихим, серьезным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребенком. Когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома. 1 октября 1864 года его отправили в школу-интернат в Зевенбергене, находившийся в 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым.
15 сентября 1866 года его перевели в другой интернат – колледж Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо давались языки – французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868-го, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и вернулся домой. На этом его формальное образование закончилось. О своем детстве он вспоминал так: «Мое детство было мрачным, холодным и пустым…»
В июле 1869 года будущий художник устроился на службу в Гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Видимо, там и зародилась его любовь к прекрасному. Здесь же он получил необходимое обучение в качестве дилера. В июне 1873 года его перевели в лондонский филиал компании. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить ее. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент стал успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывал уже больше, чем его отец. Здесь же он страстно влюбился в дочь хозяйки дома, у которой снимал комнату, Урсулу Лойер, но когда Винсент признался ей в своих чувствах, она отвергла его, объяснив это тем, что уже помолвлена. Это событие потрясло и разочаровало Винсента; постепенно он потерял интерес к своей работе и обратился к Библии.
В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трех месяцев работы он снова уехал в Лондон. Дела у него шли все хуже, и в мае 1875 года он опять перевелся в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. В конце марта 1876 года Винсента уволили из фирмы, и 23-летний Ван Гог, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, подобно своему отцу, решил стать проповедником.
В 1876 году Винсент вернулся в Англию, где он бесплатно преподавал в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешел в другую школу – в Айслворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. Его интерес к Евангелию рос, и Ван Гог загорелся идеей проповедовать беднякам.
На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Затем Винсент устроился работать в книжном магазине в Дордрехте, однако эта работа не пришлась ему по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский языки. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья послала его в мае 1877 в Амстердам, где он поселился у своего дяди – адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов Винсент разочаровался в учебе, бросил занятия и в июле 1878 покинул Амстердам. Желая быть полезным простым людям, он отправился в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где прошел трехмесячный курс проповеди.
Затем молодой проповедник Винсент Ван Гог отправился в качестве миссионера в бельгийский шахтерский поселок под названием Боринаж. Как человек тонко чувствующий, он не мог оставаться равнодушным к тому, что здесь видел – к нищете и бесправию. И Винсент отказался от всех удобств и жил под стать шахтерам: спал на полу в полуразвалившейся, почти не отапливаемой лачуге, жил впроголодь. Он раздал свое имущество нуждающимся, тратил жалованье на лекарства и еду для шахтеров. Осознание того, что он сам не в силах как-либо облегчить жизнь обитателей Боринажа, заставило Ван Гога задуматься о смысле и пользе его профессии, а скорее, о ее бессмысленности. Так он постепенно отошел от деятельности проповедника и начал делать наброски с натуры.
Первые работы 27-летнего Ван Гога были во многом неуклюжими и не очень удачными, но именно они стали первым шагом на пути осознания истинного жизненного призвания. В Боринаже Винсент принял на себя новую миссию служения обществу – посредством своего искусства. Первыми героями его произведений стали шахтеры. Именно их фигурки, согнутые вековой усталостью, запечатлевал бывший проповедник.
Некоторое время начинающий живописец Ван Гог брал уроки у голландского мастера Мауве, который помог ему постичь азы живописи и открыть некоторые законы искусства, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». Главные герои картин голландского периода – крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями («Крестьянка», 1885 г.). Показательным является полотно «Едоки картофеля» (1885 г.), в котором Ван Гог отдает дань своему кумиру – французскому живописцу Ж. Ф. Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца.
Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели Ван Гога в 1886 году в Париж, где он познакомился с импрессионистами, изучил теорию цвета Э. Делакруа, увлекся плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, манера художника несколько изменилась. Его полотна стали более эмоциональными. Они будто наполнились светом. Палитра обогатилась, она стала более красочной, картины словно преобразились.
Но жизнь большого города утомляла Ван Гога, и в феврале 1888 года он переехал в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрылся его талант живописца и окончательно сформировался его неповторимый индивидуальный стиль. Ван Гог создал свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремился к передаче «впечатления» от увиденного, а изображал его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями.
В Арле Винсент Ван Гог думал воплотить свой грандиозный замысел. В этом благословенном месте, наполненном древними архитектурными памятниками, он мечтал организовать колонию художников, противостоящую хаосу индивидуалистической цивилизации. И не случайно, что именно здесь он создал полотно под чарующим названием «Сад поэтов». Ван Гог буквально во всем пытался найти человеческое, поэтому столь трудно ему было жить и работать в мире, где человек отождествлялся с машиной и его значимость оценивалась лишь с точки зрения его полезности. Духовная жизнь все меньше становилась востребованной, а прежние связи в процессе развития цивилизации и прогресса рушились. Но попытка создать колонию оказалась трагичной: физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 года попал в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжал заниматься своим любимым делом. В качестве «модели» ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г. Доре он создал свое оригинальное полотно «Прогулка заключенных» (1890 г.), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность.
Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создал поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу. В «Звездной ночи» (1889 г.) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета.
Последние два месяца своей жизни художник провел в небольшой деревушке Овер-сюр-Уаз под Парижем и создал разные по эмоциональному настрою картины: наполненный чистотой и свежестью «Пейзаж в Овере после дождя» (1890), трагичный портрет доктора Гаше (1890) и полную предчувствия скорой смерти «Стаю ворон над хлебным полем». 27 июля 1890 года, закончив работу над этой картиной, во время очередного приступа депрессии он покончил жизнь самоубийством, смертельно ранив себя выстрелом из пистолета.
По свидетельству брата Тео, который был при Винсенте в его предсмертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.
Ван Гог считается новатором экспрессионизма. Благодаря штрихованной художественной манере, его произведения угадываются почти безошибочно. Кто не знает его знаменитую картину «Подсолнухи»? С помощью вангоговских быстрых, спонтанных, хорошо видимых за счет толстого слоя краски мазков кистью, картины мастера демонстрируют сильную выразительность и напряжение. Эта сила выражения заметна в его рисунках, которые, с одной стороны, служили для подготовки картин, с другой стороны, возникали по завершении картины, чтобы на рисунке иметь возможность откорректировать нарисованный сюжет, тем более что Ван Гог почти не исправлял и не переделывал свои быстро возникающие картины.
В Альбертине выставлены такие известные работы, как «Сбор урожая» и «Вид на деревню у Овера».
Выставка «Винсент Ван Гог. Подлинные картины» была подготовлена при участии амстердамского Музея Ван Гога и стала крупнейшей экспозицией художника с момента проведения Амстердамской юбилейной выставки в 1990 году. Вместе с тем это первая выставка Ван Гога в Австрии за последние полвека.

Адрес музея: 1 р-н Вены, Albertinaplatz 1
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00,
по средам с 10.00 до 21.00.
Стоимость билетов (в евро):
взрослые – 9,50, студенты – 7,00, школьники – 3,50
дети до 6 лет – бесплатно.

Инга Штайнванд

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети