Австрия со всех сторон

Памяти Эрнста Фукса

Просмотров: 148

Жизнь Эрнста Фукса, экскурсии в вене.

Жизнь Эрнста Фукса, экскурсии в вене.

9 ноября 2015 г. умер основатель Венской школы фантастического реализма.

Рожденный в предвоенной Австрии в семье ортодоксального еврея Максимилиана Фукса и Леопольдины, христианки из австрийской провинции Штирия, Эрнст с лихвой испытал тяготы жизни «полукровки»: бегство из страны отца, лишение матери родительских прав и пребывание в концентрационном лагере.

 С ранней юности Эрнст проявлял желание учиться искусству. В 12 лет начал брать первые уроки рисунка, живописи и скульптуры у художника и реставратора Алоиса Шимана, а в 15 лет поступил в Венскую академию изобразительных искусств, став самым молодым студентом. В тот же период Эрнста Фукса все больше увлекало относительно новое направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции, – сюрреализм.

Впервые «вживую» картины сюрреалистов Фукс увидел на выставке 1947 года, где был ошарашен знаменитой «Унылой игрой» Сальвадора Дали. «Я увидел подтверждение тому, чего хотел достичь сам», – написал он в своем дневнике.

Уже через три года после начала обучения в академии Эрнст совместно с другими студентами – Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром – основал «Венскую школу фантастического реализма». Юные художники, пытаясь абстрагироваться от ужасов пережитой войны, создавали картины, являющиеся реакцией на события 1945 года. Стиль их живописи был как фигуративным, так и абстрактным и опирался на техническое совершенство старой школы мастеров. Мотивы, встречающиеся в картинах, представляют собой экспрессивные, шокирующие, апокалипсические, фантастически-ирреальные или же идиллические образы, утопические мечты о мирной стране.

Позже Фукс переехал в Париж, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обрел признание. Там он познакомился с основоположником сюрреализма Анри Бретоном, поэтом, драматургом, режиссером и романистом Жаном Кокто, писателем-экзистенциалистом Жаном-Полем Сартром, а в 1951 году на одной из выставок впервые встретился со своим кумиром Сальвадором Дали. Высоко оценив «жуткие», по словам Дали, работы молодого австрийца, тот вполне в своем духе определил ему место в современном искусстве: «Вы, Фукс, – германский Дали! Ну, а я в таком случае – испанский Дюрер». Однако именно в то время Фукс начинал потихоньку освобождаться от магии творчества своего кумира. В его живописи и графике появлялись алхимические и религиозные символы, а персонажи все больше походили на образы со средневековых гравюр.

В Париже Фукс зачитывался творчеством Майстера Экхарта, изучал алхимический символизм, штудировал «Психологию и алхимию» Карла Густава Юнга. Это отразилось на его творчестве самым непосредственным образом – в результате сплав безумного сюрреализма, алхимической символики и «средневекового» стиля сделал картины Фукса совсем уж похожими на сумасшедшие полотна Босха. Однако все чаще в картинах проскальзывала религиозная тема, даже отдельные элементы традиционной иконографии.

Заинтересовавшийся религией, в 1957 году Фукс уехал в Израиль, где жил на горе Сион в бенедиктинском монастыре, изучал иконопись и язык символов разных религий. В творчестве этого периода очевидны попытки художника создать единый синтетичный язык искусства, «алхимически» объединяющий символику всех мировых религий. Там же Фукс получил заказ написать «Три мистерии св. Розенкранца» для нового католического храма в Вене. Однако его работы поначалу вызывали на родине бурные протесты. Многие верующие требовали вынести странные, а на взгляд некоторых и богохульные иконы из храма. Но волна негодования спала, и церковные работы Фукса стали одной из главных достопримечательностей города.

В 1960 году Эрнст Фукс с триумфом вернулся в Вену, где уже пользовался всеобщим признанием. Открыл свою галерею, ставшую местом встреч приверженцев фантастического реализма. Написал книгу «Небесная архитектура», в которой изложил свои взгляды на искусство, иллюстрируя их архитектурными проектами и моделями, а также образцами монументальной скульптуры, к которой пристрастился в 1970-е годы.

С конца 1970-х Фукс стремительно расширял зону искусства, в которой проявлял свои дарования. Оформлял оперные спектакли: музыкальную драму «Парсифаль» Вагнера и моцартовскую «Волшебную флейту» в Гамбургской государственной опере, вагнеровского «Лоэнгрина» в Баварской опере Мюнхена, оперу «Сказки Гофмана» Оффенбаха и балет «Легенда об Иосифе» Штрауса в Вене. Создал акварельный цикл «Лоэнгрин». Писал стихи и философские эссе. Записывал музыкальные диски «VonJahve» и «ViaDolorosa» собственного сочинения.

С 1993 года Эрнст Фукс жил на юге Франции, но с открытием «Фантастического музея» переехал обратно в Вену: на верхнем этаже музея – его личные апартаменты, а в кафе по соседству с музеем для маэстро «навечно» зарезервирован столик. Даже когда оно переполнено – никто не имеет права за него садиться.

И в совсем преклонном возрасте австрийский гений продолжал открывать новые грани своего таланта: Эрнст Фукс разработал дизайн автомобиля BMW 635CSi из серии «BMWArtCars», которая была выпущена в единственном экземпляре.

9 ноября 2015 года Эрнст Фукс скончался в одной из венских клиник в возрасте 85 лет. Сегодня он – культовая персона австрийского искусства, человек, дарований которого с лихвой хватило бы на то, чтобы заполнить это искусство целиком. Фукс прожил жизнь, достойную истинного сюрреалиста, – полную эксцентричных выходок, мистификаций, провокаций и художественных открытий. У него 28 детей от бесчисленного количества жен, хотя своей единственной женой он считал первую – Еву, как и подобает склонному к не самому уместному в бюргерской среде юмору сюрреалистическому Адаму. Или «Огненному Лису» (FeuerFuchs) – так подписывал венский «князь живописи» свои работы.

 

Татьяна Дарч,

Молодежная редакция

 

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети