Хундертвассер

20 февраля скончался от сердечной недостаточности Фриденсрайх Хундертвассер, известнейший австрийский художник и архитектор.
В последние годы он подолгу жил в Новой Зеландии, где владел недвижимостью и откуда отправился на яхте ТКоролева Елизавета IIУ на родину в Австрию. Яхта с телом покойного вернулась в Веллингтон – в соответствии с завещанием Хундертвассера, его должны были похоронить в новозеландском поместье.
Фридрих Штовассер родился в Вене 15 декабря 1928 года. В двадцатилетнем возрасте он
сменил собственное имя на, по его мнению, более удобоваримое и эстетичное – Фриденсрайх Хундертвассер. Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств и испытать влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, но, овладев основными художественными навыками, укатил в долгое путешествие. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия.
Хундертвассер создал собственный оригинальный графический стиль. Спираль, изобретенная им в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием. Сейчас графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в венском KunstHaus, созданном им музее. Хундертвассер считал прямую линию порождением дьявола. Спираль была для него воплощением мировой гармонии. И он все время возвращался к ней – и в своей абстрактной живописи, и в архитектуре.
Он был ярым и последовательным антифункционалистом – его здания являются самым ярким примером отрицания всего того, что принесли в архитектуру урбанизм и унификация.
ТДом ХундертвассераУ, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. Это один из самых главных и посещаемых туристических объектов австрийской столицы, богатой на памятники архитектуры и истории. Хундертвассерхауз в Бед-Содене столь же обязателен для туристов, посещающих Франкфурт. В церковь святой Варвары в Бернбахе возят всех туристов из Граца, хотя в этом университетском городе есть готический и ренессансный соборы. Это уникальная ситуация, когда современный архитектор снискал столь невероятную популярность среди туристов. При этом почти все профессиональные мастера его здания считали кичем.
Здания, построенные или реконструированные по проекту Хундертвассера, напоминают пряничные домики, хаотичное собрание башенок, лесенок, кубиков. Их стены словно вылеплены из теста, раскрашенного в очень яркие цвета. Пестро и очень весело, как будто здесь поработала детская фантазия. Каждая квартира отличается своим цветом на фасаде, каждое окно – индивидуально и имеет право на свою собственную жизнь. Хундертвассер считал, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, и строил здания, свободные от общепринятых норм и клише.
Оздоровительный центр в местечке Бад Блюмау Хундертвассер превратил в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой манере – окошки домиков разных размеров и форм бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова.
На крыше Музея современного искусства (KunstHaus) в Вене, такого же веселого, безумного и цветастого, как Дом Хундертвассера, архитектор построил пентхауз, где проходила его частная жизнь, когда он приезжал на родину.
Долгие годы он возмущал общественность экстравагантными выходками. Например, Хундертвассер всегда носил разные носки. Вместе с художниками Эрнстом Фуксом и Арнульфом Райнером он основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум"; читая лекции в гамбургской Академии изящных искусств, упорно рисовал вместе с Базоном Броком и Хербертом Шульцем "бесконечную линию" – в результате курс лекций закончился скандалом. Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе "голое" выступление с манифестом-бойкотом называлось "Loose from Loos". Говорят, в третий раз он устраивал стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. После семидесяти лет художник стал всюду появляться в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. До его смерти Хундертвассера называли пожилым хиппи. Теперь он остался лишь великим архитектором, фантастически любимым в своей стране.
Его энтузиазма хватало на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он был удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.
Он не считал зазорным браться за самые, казалось бы, малые проекты, такие как, например, дизайн жетонов для казино или дизайн телефонных карточек, плакатов и почтовых марок. И делал это высокохудожественно и с полной отдачей.
Хундертвассер увлекся собственным проектом оформления Библии и параллельно разрабатывал внешний дизайн для "Боинга В 757" германских линий "Кондор". Он строил летние деревни, рынки, оформлял книжные обложки для библиоклубов. Его произведения щедро разбросаны по миру: в Токио – инсталляция "Памятник часам XXI века", в Португалии на Восточном вокзале Лиссабона – грандиозное панно из изразцов "Погружение Атлантиды".
Выставочный тур "Австрия представляет Хундертвассера континентам" он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, в Тель-Авиве, Варшаве, Рейкьявике, Копенгагене, Дакаре... Можно смело брать географическую карту и повсюду ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд...
Жалко, что Хундертвассер не успел побывать в России – он умер в море, как бы оправдывая этим свою фамилию.
Подробно о творчестве Фриденсрайха Хундертвассера вы можете прочитать в Ь7/1998 на стр. 6–8.

Читать статьи из Нового Венского

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Prev Next

Мы в Facebook

Free counters!

Мы Вконтакте