Австрия со всех сторон

Музыкальный гений, НЕАРМЯНИН – Герберт фон Караян

Просмотров: 430
И хоть его фамилия оканчивается на ТянУ, поверьте, его род не имеет никакого отношения к армянской национальности. Генеалогия дирижера уточнена до прапрадеда – Георга (Йоргаса) Караянниса из греко-македонского города Козани. Тот переехал в Саксонию, в Хемниц (современный Карл-Маркс-Штадт), занялся там текстилем и за особые заслуги в этой отрасли даже получил саксонское дворянство, и стал Георгом фон Караяном. Позднее он перебрался в Вену, где у него родился сын – Теодор Риттер, ставший впоследствии президентом Имперской Академии. Это и был прадед дирижера, который также имел сына, как вы уже поняли – деда дирижера, известного врача, которого звали Людвиг Антон. Отец композитора, Эрнст фон Караян, также пошел по медицинской линии и переплюнул своего отца, получив высокую должность директора государственной службы здравоохранения. Его мать, в девичестве – Марта фон Космач, имела, помимо австрийских, сербо-венгерские корни. Но, как вы знаете, настоящий австриец (в данном случае – австрийка) тот, у кого бабушка – венгерка, а дедушка – чех (или серб).
Музыке Герберт учился в родном городе – в зальцбургском «Моцартеуме», а потом и в венской Академии музыки и сценических искусств. Работу в качестве дирижера начинал в театрах Ульма (дебютировал в 1929 году в «Свадьбе Фигаро»), Ахена (1933 – 1940 гг.), Берлина (1938 – 1942 гг.). Его первым большим успехом стала постановка «Тристана и Изольды» в Венской государственной опере в 1937 году. В 1938 году он поставил «Фиделио» в Берлине. В 1941 – 1944 годах Караян руководил Берлинской государственной капеллой. С 1947 он работал в Вене – сначала дирижером, а с 1949 года – директором Общества друзей музыки. В 1948 году Караян впервые выступил в Ла Скала («Свадьба Фигаро»), в 1954 году там же поставил оперу «Лючия ди Ламмермур» с великой певицей Марией Каллас в заглавной партии. Он был ведущим дирижером фестивалей в Зальцбурге (художественным руководителем в 1957 – 1960 и в 1964 – 1988 годах, в 1967 году стал основателем Зальцбургского пасхального фестиваля), в Байрёйте, в Эдинбурге (1953 – 1954 гг.) и в Люцерне (1947 – 1956 гг.).
В эти годы Караяна называли «генеральмузикдиректором Европы». С 1955 года (после смерти Фуртвенглера) и до конца жизни он руководил Берлинским филармоническим оркестром. В 1957 – 1964 годах Караян был руководителем Венской государственной оперы (среди лучших его постановок – «Отелло», «Парсифаль», «Тристан и Изольда»). Он выступал в Метрополитен-Опера (среди его постановок на сцене этого театра – оперы «Валькирия», 1967 г.; «Тоска», 1988 г. и другие), был первым исполнителем оперы Орфа «Триумф Афродиты» (1953 г., Милан). Караян осуществил ряд значительных оперных постановок, в том числе «Бориса Годунова» Римского-Корсакова, 1965 г.; «Мистерию конца времени» Орфа, 1973 г.
Герберт фон Караян – дирижер и постановщик фильмов «Паяцы», «Кармен», «Девятая симфония Л. Бетховена». Он сотрудничал с Ф. Дзеффирелли, с которым поставил в Ла Скала «БогемуУ (1963 г.) и «Травиату» (1964 г.). В 1969 знаменитый австриец учредил свой фонд, на средства которого проводились (и до сих пор проводятся) конкурсы молодых дирижеров и оркестров. В 1983 году ЮНЕСКО был учрежден Международный приз имени Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства.
Герберт фон Караян записал практически весь свой обширный репертуар, основу которого составляет австро-немецкая музыка от Баха до Орфа.
Самый успешный маэстро всех времен и по сей день остается самым продаваемым музыкантом Европы – если брать статистику за последнее десятилетие. В этой связи его имя не может не прозвучать, если речь идет о кризисе классической музыки. Караян был не только большим стратегом, но и умелым предпринимателем, и путь к спасению от этого кризиса виделся ему в техническом прогрессе. Не случайно маэстро был одним из отцов компакт-диска – именно он заставлял менеджеров концернов звукозаписи внедрять новый звуконоситель. Ему казалось, что он плывет навстречу вечности и творит благое дело. Но при этом Караян радикально приблизил конец классики, многое оставляя за бортом. Оказалось, что музыки, которой Караян не сыграл, вроде как и не существует, а та, которая существует, есть только в его исполнении. Этаблированной оказалась музыка от Моцарта до Малера и раннего Шёнберга плюс Бах, а до, после и вокруг простирается музыкальная пустыня, где существуют совсем крошечные и незначительные проекты. Ни ранняя музыка барокко, ни музыка XX века спасены не были. Конечный потребитель может этого не почувствовать, а муниципальные власти, на бюджете которых «висят» симфонические оркестры, только вздохнут с облегчением, фирмы же грамзаписи будут и через сто лет переиздавать все того же Рихарда Штрауса или Людвига ван Бетховена в исполнении Караяна. Качество, проверенное временем, и здесь миллионы покупателей не ошибутся.
Конечно же, Караян был необыкновенно талантливым дирижером и прекрасным работником. На репетициях он честно работал с оркестром, и результаты этой работы отразились в прекрасных концертах и оперных постановках, они слышны в его великолепных записях.
Творчество Караяна, конечно же, известно и нашим соотечественникам – любителям оперной и симфонической музыки. Караян бывал в России. Рассказывают забавную историю, приключившуюся с ним в Москве. Во время гастролей в Большом театре Герберт фон Караян, желая придать звуку трубы возможно большую отдаленность, посадил первого трубача на галерку. В нужный момент вместо звонкого сигнала раздался странный отрывистый звук. Дирижер не растерялся и подал знак второму трубачу в оркестре, который и сыграл требуемый сигнал. В антракте Караян стал отчитывать трубача за то, что тот чуть было не сорвал увертюру. Тот смущенно оправдывался, объясняя, что едва он поднес трубу к губам, как вбежала пожилая билетерша и стала вырывать ее у него из рук со словами: «Как тебе не стыдно, мерзавец, ведь дирижирует великий Караян!»
По рассказам выдающегося бельгийского певца Жозе ван Дама, Караян не только сам очень много работал, но и заставлял работать других. Как-то певцу надо было встретить сына в Мюнхене, а в это время у него как раз была назначена репетиция в Зальцбурге с Караяном. Ему все говорили, что просить дирижера отпустить его даже и не стоит – не отпустит. А Караян сказал: «Дети важнее репетиций», – и певца отпустил.
Оперная звезда Суми Йо рассказывала, что Караян был деспотичным человеком. У него была очень странная, зачастую грубая манера общения с людьми. Но только с теми, кто его боялся. Как только он чувствовал, что человек не испытывает страха, сразу менял гнев на милость. Для певицы фон Караян был больше чем учитель. Они могли часами напролет обсуждать музыку, литературу. Она делилась с ним своими девичьими секретами – рассказывала про юношей, с которыми встречалась, а он давал ей советы по житейским вопросам. Суми считает, что встреча с Караяном – огромная удача, что ей невероятно повезло и что без него она могла бы и не состояться как певица.
О частной жизни Караяна, человека с железной волей, но застенчивым характером, известно совсем немного. Например то, что Караян был членом нацистской партии и, говорят, – любимцем Гитлера. Хотя само по себе членство в партии еще ни о чем не говорит. Замечательные советские скрипачи Ойстрах и Коган вступили в Коммунистическую партию еще при жизни Сталина. Значит ли это, что они поддерживали все сталинские преступления? Нет, они просто выживали, и на Западе их за это никто не осуждал и не пытался бойкотировать. Возможно, история с нацистскими симпатиями Герберта фон Караяна раздута сверх всякой меры. Скорее всего, он был националистом, ему нравилось, что Германия, когда Гитлер пришел к власти, была сильной и диктовала свои условия миру.
Караяна пытались представить антисемитом и говорили, что он доносил на евреев – членов его оркестра в карательные службы, а аристократическую приставку «фон» в имени получил именно из рук фюрера. Но хорошо знавшие его люди считают все это дирижерскими интригами.
Еще говорили, что Караян был гомосексуалистом, и три первых ряда освобождались от слушателей, чтобы те не видели шрамов от очередной подтяжки кожи. Кстати, это он посоветовал Рудольфу Нуриеву переквалифицироваться в дирижеры, а сексуальная ориентация танцора сомнению не подлежит. Что же касается Караяна, то это, скорее всего, тоже болтовня.
В 50-летнем возрасте он познакомился в Париже с 18-летней Эльвет Мурэ, работавшей манекенщицей у Кристиана Диора. Через три года они поженились, и Эльвет подарила супругу двух дочерей – Изабеллу и Арабеллу.
Когда фон Караян умер в 81-летнем возрасте, он оставил своей семье состояние в 250 млн. долларов. Караян скончался 6 июля 1989 года в Анифе (близ Зальцбурга), сразу после того, как оставил пост руководителя Западноберлинского оркестра.
Кирилл Погодин
Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети