Австрия со всех сторон

Австрийский модельер, задавший тон в мировой моде

Просмотров: 175
Будущий знаменитый модельер Хельмут Ланг (Helmut Lang) родился в Вене 10 марта 1956 года. Вскоре его родители развелись и мальчика отправили к бабушке с дедушкой в альпийскую деревеньку. Там, можно сказать вдали от цивилизации, среди изумрудных альпийских лугов и белоснежных вершин, прожил он до десяти лет. Когда родители забрали его в Вену, мальчик был просто поражен бурным темпом жизни австрийской столицы – после альпийской идиллии переезд в большой город был для него настоящим шоком. Это потрясение от первого столкновения с мегаполисом, безусловно, повлияло на его будущие коллекции: Ланг будет создавать очень урбанистические вещи и увлекаться высокими технологиями. Его стиль будут называть кто минимализмом, кто футуризмом. Сам же дизайнер, услышав какое-нибудь из подобных определений, будет морщиться и говорить, что все это – игра в слова, забава для прессы, а на самом деле он просто создает одежду, которая отвечает потребностям людей.
С самого детства будущего дизайнера готовили к успешной финансовой карьере, и он даже исправно посещал бизнес-школу, но тянуло его совершенно к другим вещам – сказывалась художественная натура. Так же, как и все в то время, Ланг носил модные рваные джинсы и цветастые сорочки, но вскоре понял, что эти вещи ему не подходят, и решил испробовать классический стиль. В одном из швейных ателье, которых в 70-е года было в Вене множество, юноша заказал себе строгий классический костюм, подобный тем, что видел в фильмах про Джеймса Бонда с его любимым Шоном Коннери. Бродя по магазинам, он тщетно пытался найти и не находил одежду, соответствовавшую его неординарному темпераменту. Может быть, именно это и послужило толчком к тому, чтобы попробовать шить себе одежду самостоятельно. Кстати, портняжному и модельному мастерству Хельмут не учился никогда и нигде. Врожденное чувство пластики заменило ему недостаток образования.
Наконец, когда у молодого Ланга выработались свои четкие представления о моде, он решился воплотить их в жизнь – набрал штат закройщиков и портных и начал свое дело. Ему хотелось создать собственную, не похожую на другие коллекцию одежды, и он выбрал африканские мотивы. Вы же помните, что он нигде не учился и просто не умел кроить одежду – вот он и вышел из положения: просто сшил прямоугольные куски шелка и льна и вырезал в них дырки для головы и рук. А объяснил это желанием вернуться к простым базовым формам. Никакой неуверенности в себе Хельмут не испытывал – ведь ему в то время нечего было терять.
Итак, первая коллекция была создана в 1978 году, а открытие первого бутика состоялось в 1986 году и имело такой успех, что австрийское правительство пригласило Ланга принять участие в национальной выставке в Pompidou Centre во Франции. Он произвел хорошее впечатление, и уже к концу года на Парижском подиуме появилась его первая коллекция, вызвавшая множество положительных отзывов со стороны публики и критиков. Самого же Хельмута тянуло из бурлящего Парижа в ТзастойнуюТ Вену.
Первые его презентации состоялись там в узком кругу и проходили в очень спокойной и уединенной обстановке. Теперь, став на ноги, дизайнер перестал испытывать уверенность в своем успехе, боялся, что его коллекции не понравятся ценителям и поэтому собирал на показы только хороших знакомых.
В 1987 году Ланг прибавил к женской коллекции мужскую. Он показывал их вместе, неизменно приглашая своих, иногда не профессиональных манекенщиков, и называл показы мод не шоу, а рабочими сеансами.
В самом конце 90-х Хельмут Ланг перевел свою штаб-квартиру из Вены в Нью-Йорк, а в августе 1999 года концерн Prada, куда помимо одноименной всемирно известной марки входили такие раскрученные брэнды, как Miu Miu, Jil Sander, Genny и Azzedine Alaia, приобрел контрольный пакет акций Helmut Lang. Дизайнер получил гарантию собственной творческой независимости и новых возможностей для развития. Появились полномасштабные коллекции обуви и аксессуаров, потом парфюмерии, и все это – под общим лейблом Helmut Lang.
Австриец стал модельером, задающим тон не только американской, но и мировой моде. Его последователи – целая плеяда дизайнеров, таких как Donna Karan, Calvin Klein, Vivienne Tam и Nicole Miller. Но ключевой фигурой в своей команде Ланг считал стилиста Мелани Уорд, с которой он проработал вместе много лет. Это был первый и главный советчик дизайнера, она была вовлечена в процесс, начиная с выбора тканей и заканчивая отработкой мелких деталей. Она помогала найти идеальное соотношение между модными новинками и требованиями улицы. Она была единственным человеком, который мог придать законченность коллекции, близкой к завершению. Дизайнер доверял ей полностью и даже дал Мелани титул творческого директора компании.
Ланг предвосхитил грядущее тысячелетие своими технотканями и лаконичными формами. Он ввел в моду необработанные края и асимметричные подолы, прорезиненные ткани и многослойную одежду. Он всегда оставался верен своему стилю и не увлекался драматическими перепадами моды. Он был последовательным и постоянным, что обеспечило ему как страстных поклонников, так и не менее страстных критиков. Многие утверждали, что он слишком однообразен, чтобы считаться гением; что он лишен глубины подлинного творца, чьи художественные импульсы меняются от сезона к сезону. Но каждый год в его коллекциях происходили изменения, заметные лишь опытному глазу, – эти изменения не были явными и агрессивными. К ним надо было как следует присмотреться, чтобы почувствовать их прелесть, например, присмотреться к многослойному платью, созданному из пяти прозрачных платьев, чтобы понять, как создается эта новая фактура, похожая на нежнейшую пену. ТВы не замечаете, как это сделано, – говорил Ланг, – вы видите лишь игру прозрачных тканейУ.
В апреле 2000 года Ланг был принят в ряды элитной американской организации Council of Fashion Designers of America. До этого членами общества могли стать только американские дизайнеры, работающие в США.
После неожиданного всплеска экстравагантной сексуальности Ланг вернулся к своему классическому стилю: коллекция осень-зима 2001, показанная им на Нью-Йоркской неделе моды, была вполне в духе австрийца – печальная и шикарная, выполненная в черно-белой гамме. И почти одновременно с демонстрацией новой коллекции Ланг представил свой новый парфюм – ТVelvionaУ. Судя по этим творениям Ланга, его новым девизом стало: минимализм и еще меньше! Духи (кстати, очень дорогие) были разлиты в обычные аптекарские бутылочки, в их состав входила большая доза мускуса (как известно, он обладает большой притягательностью).
В апреле 2004 года группа Prada объявила о покупке у австрийского дизайнера оставшихся 49% акций. Сам Хельмут Ланг остался на должности креативного директора компании.
ТТо, что мы купили оставшиеся акции и получили полный контроль над группой Helmut Lang, подтверждает нашу веру в потенциал этой марки, – сообщил журналистам Патрицио Бертелли, директор компании Prada и муж дизайнера Миуччи Прада. – Нам было необычайно приятно работать с Хельмутом в последние несколько лет. Мы надеемся, что наше сотрудничество будет только развиваться и приносить прекрасные плодыУ.
Но все произошло в точности до наоборот. Несмотря на всю свою популярность, торговая марка Helmut Lang всегда приносила концерну одни убытки. Все попытки менеджмента Prada вывести дом Helmut Lang на уровень прибыльности закончились плачевно. Нью-йоркский брэнд австрийского модельера, который тогда казался перспективным инвестиционным проектом, за пять лет не принес своему основному акционеру ни цента прибыли. По неофициальной информации, в 2004 году модная линия Ланга понесла чистый убыток в размере нескольких млн. евро, тогда как объем продаж Дома моды превысил 30 млн. долларов.
Тем временем сам дизайнер все чаще стал поговаривать о смене политики и о возможном уходе с поста руководителя марки, наконец, в апреле 2005 года, он объявил свое решение покинуть основанный им 20 лет назад Дом и оставить модный бизнес.
«Я хотел бы поблагодарить всех, особенно мою команду, журналистов и байеров, с которыми мне доводилось когда-либо работать, за поддержку и уважение моего дела в течение долгих лет», – заявил австрийский дизайнер на официальной пресс-конференции, посвященной закрытию его марки.
«Мы благодарим Хельмута за его вклад в развитие концерна Prada, за его достижения в течение нескольких лет, проведенных вместе, а также за его нескончаемую энергию и творческий потенциал, – в ответ сообщил президент Prada Group Патрицио Бертелли. – Он создал марку с ярко выраженной индивидуальностью и уникальной позицией в мире моды. Мы обязуемся продолжить его дело и сделаем все возможное, чтобы брэнд развивался и становился крепче на современном рынке».
Эксперты модного бизнеса считают, что разрыв отношений между концерном Prada и Хельмутом Лангом вполне типичен для ситуации, сложившейся в отрасли сегодня. Уход Ланга, как и других известных модельеров, вызван двумя причинами: сложностью развития прибыльного бизнеса в сфере, которая перенасыщена известными брэндами, а также проблемами, связанными с адаптацией творческой личности к нормам современной корпоративной культуры.
В конце прошлого года на Seilergasse 6 в центре Вены прошла тотальная распродажа товаров марки Helmut Lang. Поклонники грустно прощались со знаменитым модельером – их печаль выразилась в оригинальных плакатах: флакон духов с катящейся по стенке слезой и фирменный ремень в виде траурной ленты.
Кирилл Погодин
Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети