A+ A A-

Петер Фенди. Квазимодо с эротическими мечтами

 художник Петер Фенди

Австрийский живописец, акварелист, гравер и литограф. Один из главных представителей старой венской школы (Altwiener Schule) и венского стиля бидермайер.

 Петер Фенди родился 4 сентября 1796 года в Вене в семье школьного учителя Йозефа Фенди и его супруги Элизабет. В младенческом возрасте мальчик упал с пеленального столика, сильно повредил себе позвоночник, стал инвалидом, что, естественно, отразилось на его внешнем виде. Людвиг Август Франкль, близко знавший Фенди и друживший с ним, писал: «Странно, как природа смогла вложить в этот образ, подобный Квазимодо, столько чувства вкуса и понятия прекрасного».

С детства Петер проявил талант к рисованию и поэтому в возрасте тринадцати лет поступил в Венскую академию изобразительных искусств, где учился с 1810 по 1813 год у известных художников – Хуберта Маурера, Иоганна Мартина Фишера и Иоганна Баптиста Лампи. В академии он также подробно изучал голландскую живопись XVII столетия.
После смерти отца в 1814 году Фенди был вынужден оставить академию и стать клерком, чтобы заработать себе на жизнь, хотя и тогда продолжал брать редкие уроки живописи.
Вскоре он познакомился с известным офтальмологом и коллекционером художественных произведений Йозефом Бартом (Joseph Barth), который был вхож в императорскую семью и порекомендовал Петера графу Антону фон Ламберг-Шприценштейну как хорошего копииста.
Фенди копировал классические и этрусские вазы для собрания графа. Исполненные им копии объектов были оценены не только за их точность, но и за прекрасное качество изображения.
Граф, завещавший позже свою коллекцию Венской академии, рекомендовал Фенди двору. Благодаря покровительству этого мецената художник стал рисовальщиком и любимцем придворных императора Франца II.
В 1820-х Фенди был известен в первую очередь как автор многообразных жанровых картин со сценами из венской жизни, где преобладали семейные мотивы и зарисовки австрийских традиций и обычаев. Здесь он работал в трех направлениях – как портретист, жанрист и иллюстратор. Предпочтение художник отдавал жанровой живописи. Его использование цветов напоминает пасторальные композиции эпохи барокко, а большинство его героев – представители народа, а не знати. В этих картинах чувствовалась слегка завуалированная критика общества. Художник предпочитал маленькие формы и часто дополнял картины деталями.

картина Петера Фенди В 1821 году Фенди посетил Венецию, где изучал коллекции произведений искусства и рисовал местных жителей и уличные сцены. Он был сильно впечатлен работами итальянских мастеров: Джованни Беллини, Тинторетто, Тициана и Паоло Веронезе. После этой поездки его мастерство и популярность явно возросли. В том же году художник получил золотую медаль за картину «Виленица»; в 1836 году стал членом академии, в которой обучался в юности.
Петер Фенди писал маслом и акварелью, работал в технике офорта и вырезал по дереву. Его цветные литографии были выдающимся достижением для своего времени. Литографские печатные издания – иллюстрации в альманахах и альбома – тогда еще были новой техникой. При этом Фенди много экспериментировал в области цветной литографии. Именно он привел к расцвету акварельную технику венского стиля бидермайер.
Петер был популярным детским портретистом и учителем рисования при императорском дворе и в домах венской аристократии. Когда князь Алоис I Лихтенштейнский путешествовал по Австрии, он взял с собой самых выдающихся мастеров венского бидермайера, в том числе Фенди, и поручил «задокументировать» взросление своих детей, а заодно научить их рисовать. Благодаря Петеру, который также периодически жил в этой семье, появились трогательные, часто крошечные акварельные эскизы, заполнившие множество альбомов и отражающие мгновения жизни подрастающих детей князя.
Петер давал частные уроки не только детям, но и австрийскому живописцу Карлу Шиндлеру, будущем художнику-баталисту, рисовавшему армейский быт.
А теперь о той стороне творчества художника, которая стала неожиданной для многих любителей живописи. В записках искусствоведа Карла Меркеля есть интересная характеристика Фенди: «Рассматривая его маленькую согбенную фигуру, напоминающую Эзопа, большое широкое лицо гнома на короткой шее, его плутовскую улыбку, как у Фавна, мы понимаем, что этот художник малевал не только грациозные портреты для своих заказчиков благородных кровей, рисовал социальные сцены быта и иллюстрировал идеальные стихи, но и способен был на озорные проделки». Видимо, речь шла о серии эротических акварелей!

Коллекция работ художника Петера Фенди Кто бы мог подумать, что этот человек с внешностью уродца мог детально отображать сексуальные радости, скорей всего, ему недоступные. Эротическая живопись Петера Фенди была совершенно неизвестна широкой публике, поскольку почти все эти работы находились в частных собраниях, а многие из них – в семье австрийского кайзера. Эта серия любовно-эротических сцен явно порнографического характера насчитывает в общей сложности 40 акварелей. Первоначально она была создана для одного из самых богатых покровителей художника и состояла из 4 частей. В 1910 году цветные литографии с этих эротических картинок были изданы в Лейпциге. Альбомы вышли тиражом в 600 пронумерованных экземпляров, при этом частный издатель гарантировал своим подписчикам, что никогда их не перевыпустит.
Во времена нацизма практически весь тираж был уничтожен, сохранилось считаное количество полных альбомов этого издания, что, конечно же, повысило их художественную и библиографическую ценность.
Эротическая серия не раз демонстрировалась на выставках, не так давно даже в Москве (2008). Еще в 1909 году искусствовед Карл Меркель писал, что «если бы наша публика не колебалась между чопорностью и вульгарностью, то эти картины можно представлять на любой выставке и в музее».
На удивление эротические картинки Фенди известны намного больше остальных произведений художника. И если бы не большая коллекция акварелей и эскизов к картинам, собранная в Галерее графики Альбертина в Вене, то мы бы довольствовались несколькими картинами из общественных коллекций.
Меркель, написавший аннотацию к выставке эротических гравюр Фенди, употребляет в тексте такие искусствоведческие обороты: «как очаровательно изображена бессильно лежащая на подушке рука молодой женщины», «изумительная акварель, изображающая толстого трактирщика в пресыщенности любовного наслаждения».
А вот еще – «с каким метким знанием жизни изображена поза обеих фигур», «блестящим достижением и важным вкладом в историю кайзеровской Вены является изображенная сцена в обществе, состоящая из нескольких фигур» (на самом деле это групповая оргия!).
Вызывают улыбку и такие строки: «повсюду наблюдается художественное обращение с телом, мастерское изображение одежды и причесок».
Вот этот перл мне особо понравился – «какое изобилие очаровательных женских головок дарит нам свою улыбку в этих картинах!».

картина австрийского художника Понятно, что Меркель писал это сто лет назад, но читать это смешно, поскольку речь идет по большому счету о порнографических картинках, которые «свободны от всяких шаблонов, являются интересным документом истории культуры, ценным откровением оригинальной личности художника».
С другой стороны, общеизвестно, как пишет Меркель, что «аристократы часто избирали для своих шаловливых экстравагантных оргий именно среду художников и их ателье».
Фенди считается одной из известнейших фигур в мировом искусстве. Его называют непревзойденным мастером старой венской школы, оставившим после себя множество выразительных зарисовок жизни блестящей и веселой Вены первой половины XIX века – времени, когда она считалась одним из главных культурно-развлекательных центров Европы. Работы художника выставлены преимущественно в венских галереях – Альбертине и Бельведере, в Музее истории искусств, некоторые произведения принадлежат Лихтенштейнским князьям и находятся в Вадуце.
Петер Фенди скончался 28 августа 1842 года и похоронен на Центральном венском кладбище.


Кира Лесникова
По материалам открытых источников
Фото: Википедия

Читать статьи из Нового Венского

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Prev Next

Мы в Facebook

Free counters!

Мы Вконтакте