A+ A A-

Фантастический мир осиротел

известный австрийский архитектор

художник Эрнст Фукс

Он знал, что нет двух миров – реального и фантастического, а есть один – реальный фантастический мир. Недаром он был современником Гарсии Маркеса – певца магического реализма в литературе. Всей своей жизнью и всем своим творчеством художник утверждал, что в мире не существует барьера между фантастикой и реальностью.

9 ноября 2015 года навсегда затихло сердце отца фантастического реализма в искусстве – Эрнста Фукса

 

Эрнст Фукс родился 13 февраля 1930 года в Вене. Его отец, ортодоксальный еврей, и мать, австрийка католического вероисповедания, «плохо ладили между собой». В интервью, данном австрийской газете «Курьер» в мае 2009 года, художник поделился воспоминаниями о своем детстве. «Совместная жизнь родителей омрачалась ежеминутными конфликтами. Они совершенно не подходили друг другу и оставались вместе лишь ради меня». Отец казался маленькому Эрнсту героем с необыкновенными глазами, из которых струился божественный свет. В 1939 году он эмигрировал в Шанхай, а спустя три года мать Фукса завершила официальным разводом давно произошедший разрыв с мужем.

В 1942 году по предложению тети Эрнст Фукс принял католическую веру. Для крещения он сам выбрал себе имя Эрнст Петер Пауль – в память о своем кумире Петере Пауле Рубенсе. Работами Рубенса будущий художник увлекся еще в детстве, разглядывая репродукции в книгах и картинки на почтовых открытках. Увлечение было столь глубоко и серьезно, что, по его словам, он «стал ощущать себя Рубенсом» и мечтал ему подражать. В 12 лет Эрнст Петер Пауль Фукс был покорен силой реализма произведений Рубенса, в 18 лет он сам покорил реализм, создав вместе с друзьями и сподвижниками совершенно новое направление в живописи – фантастический реализм.

Единое мнение о том, что такое фантастический реализм, отсутствует и по сей день. Энциклопедии утверждают, что это направление «может считаться поздним вариантом символизма» из-за его «принципов традиционного станкового образа в духе старых мастеров». При этом признается близость фантастического реализма к сюрреализму, в котором он берет свое начало. Наверное, это правильно, ибо сюрреализм совмещает сон и реальность. А именно это лежит в основе фантастического реализма.

Фантастическое рано вошло в жизнь будущего маэстро. Доброй волшебницей, осветившей всю его жизнь, стала мать  – Леопольдина Фукс. «Она пробудила во мне художника, ей я обязан ранним развитием моих дарований. Моя мать – это моя жизнь», – признался профессор Фукс за несколько лет до своей смерти.

 А волшебникам положено жить в сказочных дворцах. И такой дворец был обещан Леопольдине Фукс ее сыном: «Мама, когда я вырасту, я подарю тебе этот дом», – пообещал маленький Эрнст, указывая на виллу, построенную по чертежам известного австрийского архитектора югендстиля Отто Вагнера.  Она была возведена в 1888 году на краю Венского леса и изначально задумывалась как летняя резиденция для его семьи.

С 1895 года Вагнер со своими детьми и женой жил там круглый год. Когда повзрослевшие дети покинули родительский кров, виллу продали директору венского театра варьете. В 1925 году тот умер, а нового владельца ей обрести не удалось. Пустующая и заброшенная, она стояла на опушке леса, тоскливо глядя на город десятилетиями не умывавшимися глазами-стеклами. Она ждала. Сперва нетерпеливо – хозяина, потом обреченно – лишь собственной гибели.

В возрасте 42 лет художник Эрнст Фукс вновь доказал, что нет ничего более реального, чем фантастическое. В 1972 году он приобрел обреченную на снос виллу и подарил ее, как и обещал, своей матери.

В последующие полтора десятилетия с полуразрушенным, исстрадавшимся домом происходили поистине волшебные, если не сказать фантастические, изменения.

Здание нуждалось в срочной реставрации и модернизации, и абсолютно все работы проводились с учетом «пожеланий» его создателя Отто Вагнера, запечатленных в его сохранившихся планах и набросках. Внешняя архитектура виллы была восстановлена в первозданном виде. Кажется, что новый владелец стремился вернуть и сохранить прежний дух дома. Когда это было достигнуто, дом сам встрепенулся и потянулся к новым идеям. И фантастический реализм вошел в него. Вошел с мебелью, люстрами, картинами, обоями.

Говорят, что здание являет собой «конгломерат, созданный двумя выдающимися венцами». Нет! Это гений Эрнста Фукса вновь доказал, что реально лишь самое фантастическое, поселив в одном доме духов двух художественных направлений, двух эпох – югендстиля и фантастического реализма.

Не был забыт и парк. В нем Фукс построил святилище для нимф – «Нимфеум Oмега».

А в 1988 году, ровно через столетие после «рождения», вилла вновь торжественно распахнула свои ворота. В ней был основан открытый для посещения личный музей Эрнста Фукса.

В последующие годы художник не жил на вилле, предпочитая Лазурный Берег и Монако. Но за несколько лет до своего ухода с этой земли он вновь поселился под гостеприимным кровом возвращенного им к жизни дома. Художник вернулся под тень тысячелетних деревьев, вернулся в мир двух гениев – Отто Вагнера и Эрнста Фукса.

Провидец и творец, он был истинным маэстро фантастического реализма: во вполне реальных событиях и лицах художник разглядел их фантастическую суть или наделил тем, что принадлежит миру сновидений, вызывая к жизни совершенно новые творения или раскрывая подлинную сущность уже существующих.

Перенося на холст свои фантастические, но полные реализма видения, спасал он мифический мир от забвения. Он души спасал от унынья, даря им средь серости будней волшебный и праздничный мир.

В жизни «князя живописи» не было места заурядному, серому, будничному. Он любил женщин, но (не радуйтесь, донжуаны) он любил и своих многочисленных детей. Любил настолько, что, по их собственному признанию, был для них не только отцом, но и матерью.  Он любил одеваться в яркие цвета и сочетать признанные несочетаемыми краски, но (не оглядывайте себя восхищенно, безвкусные подражатели) от его нарядов всегда веяло фантастической элегантностью.

Фантастическое было для него жизнью. Эрнст Фукс верил в то, что картины, над которыми он работает, ведут между собой своего рода диалог. В неодушевленных предметах он видел ДУХ. «Я привязываюсь к предметам, теряя их – страдаю», – поведал он читателям «Венской газеты». Художник, чьи работы выставлялись при жизни на известных аукционах, был счастлив, если имел возможность приобрести за свои деньги собственную картину. «Мне кажется, что с моей картиной ко мне возвращается часть моей жизни», – сказал он в 2011 году.

Звучит язычески. Но его картины, посвященные христианской тематике, украшают стены множества известных церквей. На странице епархии венского архиепископа есть заметка, посвященная Эрнсту Фуксу после его ухода из этого мира. Интересно, что в ней гордая католическая церковь признает правдивым рассказ маэстро о том, как однажды при чтении вслух Библии ему в золотом сиянии явился лик Христа. И снова, как и при жизни, фантастическое и реальное тесно сплелось над ним.

Он не хотел показывать, что стареет и смертен, и потому носил на голове маленькую шапочку собственного фантастического покроя и красил свою знаменитую бороду патриарха в рыжий цвет. Но он был прав: ОН бессмертен, ибо он и мы так хотим!

Адрес музея:

Hüttelbergstraße 26

1140 Wien

Тел.: +43-1-91 48 575

Моб. тел.: +43-699-152 40 202

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www. ernstfuchsmuseum.at

Время работы:

Вторник–воскресенье 10.00–16.00

Стоимость билетов:

Взрослые – € 11

При наличии Wiencard – € 8

Студенты/пенсионеры – € 6

Лаура Штранге

Фото: Музей Эрнста Фукса,

Electric Percival,  Sara Donaldson

Читать статьи из Нового Венского

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Prev Next

Мы в Facebook

Free counters!

Мы Вконтакте