A+ A A-

Непобедимая оптимистка

12 января в Австрии, в венском Курсалоне, при поддержке Мариинского театра, состоялся Первый Русский бал. Организатора этого меропрития - Наталью Хольцмюллер я знала еще Алексеевой, то есть очень давно. Я всегда обращалась к ней, когда надо было взять интервью для "Нового Венского журнала" у какой-нибудь крупной фигуры из мира искусств. Так, она сделала материалы о Майе Плисецкой, Владимире Федосееве, Эрнсте Фуксе, Владимире Малахове и других. Наталья поражает меня уверенностью в своих силах и неотразимости, жизнелюбием и целеустремленностью.

- Что было в твоей жизни в доавстрийский период?

- Я родилась в Ленинграде, но, когда была маленькой, некоторое время жила по месту работы моего папы, который был геологом. Он работал на Кольском полуострове и был одним из первых начальников Кольской комплексной экспедиции. Я им очень горжусь. Посмертно его именем были названы улица и техникум в городе Апатиты.

В школу я пошла в Ленинграде и параллельно училась в музыкальной школе, после которой поступила в музыкальное училище, затем в консерваторию по классу фортепьяно. После окончания консерватории некоторое время преподавала в театральном институте.

С детства у меня было три увлечения: музыка, сочинительство и иностранные языки. Когда была маленькой, я утверждала, что буду писателем. А еще часто болтала что-то непонятное - изображала, что говорю на иностранных языках. Впоследствии они мне очень легко давались. Когда в школе нам начали преподавать немецкий, мне казалось, что я его уже знала раньше. Проработав недолгий период преподавателем, я попала в "Интерклуб", организованный для иностранных моряков. К этому времени я выучила французский, английский, итальянский и польский языки, окончила искусствоведческие курсы при Эрмитаже. Я проводила экскурсии на иностранных языках, была гидом-переводчиком, играла на фортепьяно, вела концерты, - то есть занималась тем, что всегда очень любила: приобщала гостей к культурным ценностям России. Это были и простые моряки, и офицеры. Днем я водила их по городу, переводила их беседы, например, со старыми большевиками, а вечером играла для них на рояле, вела концерты... А еще танцевала с ними. Это тоже входило в наши обязанности.

Выйдя замуж, я переехала в Москву, где работала в Агентстве по авторским правам, а потом сама организовала международный журнал "Музыка в СССР", в котором была главным редактором. Таким образом я начала писать, стала членом Союза журналистов. Моя самая большая работа - книга о Владимире Ивановиче Федосееве.

- Как же ты очутилась в Австрии?

- Когда я поняла, что не могу найти своего места в перестройке, решила уехать из России и попробовать начать новую главу. Для этого я выбрала Австрию, которую полюбила с первого взгляда. В свое время я подружилась с австрийцами, строившими в Москве гостиницу, известную теперь под названием "Балчуг". По моей просьбе они сделали мне визу, и я оказалась в Вене.

У меня было рекомендательное письмо к тогдашней руководительнице Венского бала госпоже фон Тобиш, которая приняла участие в моей судьбе. Она меня представила в Staatsoper - предполагалось, что я буду там работать в качестве концертмейстера балетной труппы. Но это место освобождалось только через несколько месяцев, а мне надо было на что-то жить. Тогда госпожа фон Тобиш посоветовала мне читать субботний номер газеты "Kurier", где печатались объявления о вакансиях. Я регулярно изучала эти объявления и рассылала письма в разные фирмы. В одной из них довольно быстро откликнулись и пригласили меня для беседы. Это было издательство "Who is Who", где я вскоре приступила к работе и проработала довольно долго, беседуя со многими известными людьми, вплоть до президента страны. В результате у меня возник широкий круг знакомых, что, конечно же, помогло мне в моем становлении: я узнавала Вену и ее структуры. Работа доставляла мне большое удовольствие, потому что мне нравится общаться с разными людьми.

- Как у тебя появилась мысль об организации бала?

- Раньше я достаточно долго занималась подобными вещами, но все время работала на кого-то и боялась стать самостоятельной - всегда считала себя идеальной правой рукой. Но обстоятельства сложились так, что я поняла - рассчитывать надо только на себя, и решила реализовывать то, к чему всегда стремилась. К счастью у меня много энергии, накопился достаточный опыт, а главное, я обожаю заниматься культурными мероприятиями. Так возникла фирма Art Projects.

В Австрии процветают традиционные формы - концерты, фестивали, но таких праздников, где люди могли бы наслаждаться общением друг с другом, не так много. Презентации, вернисажи, за немногими исключениями, лишены фантазии, не имеют убедительной концепции и плохо организованы: людей или слишком много, или слишком мало. Стоят и не знают чем заняться - смотрят по сторонам и едят бутерброды. Скучно! И мне захотелось вспомнить, как это было в России раньше и воплотить то, о чем я всегда мечтала; как золушка превратиться в принцессу и попасть на бал; устроить бал в русских традициях, уйти от привычного за рубежом имиджа российского веселья - водка, матрешка, балалайка. Мне хочется показать праздничную, парадную Россию; хочется, чтобы людям было весело и чтобы каждый, хотя бы в этот вечер, почувствовал себя красивым и богатым. И чтобы все танцевали, в том числе котильон, который был обязателен на русских балах и не знаком Вене.

- Наташа! Ты в начале сказала, что выбрала для переезда Австрию, потому что страна тебе понравилась. Ты не разочаровалась?

- Австрия - это моя страна. Я ее очень люблю. Мне нравятся и природа, и люди. Я нахожу, что австрийцы и русские очень похожи - в своем несколько бесшабашном отношении к жизни, в гостеприимстве. В начале моего пути мне помогали абсолютно все, с кем я сталкивалась. У меня даже не возникло сложностей с властями. Я начала зарабатывать деньги фактически сразу и никогда не пользовалась государственными пособиями; свойственное мне позитивное отношение к жизни помогло мне встать на ноги.

- А как же Россия?

- Я никогда не ругала Россию - это глупо и недостойно. Просто в тот момент, когда я оттуда уехала, мне было там нехорошо. Я долгое время туда не ездила и впервые появилась в России в 1997 году со своим будущим австрийским мужем Иоханнесом Хольцмюллером. Когда у меня возобновились контакты с Мариинским театром и я начала бывать там по делам, я все с большей радостью туда возвращаюсь. Сейчас уже не могу представить свою жизнь без регулярных поездок в Россию. Я радуюсь, что люди стали веселыми, излучающими опитимизм. В момент моего отъезда, в 1991 году, все были злые и раздражительные. Возможно, именно это и подтолкнуло меня сделать решительный шаг, потому что обычно я убегаю от зла. Сейчас это исчезло. В нынешней России есть всё. Конечно, перестроиться очень трудно, особенно пожилым людям. Но все как-то живут. Раньше было мало денег, но люди умели веселиться. Сейчас их тоже у большинства немного, но веселиться они не разучились. Когда я приезжаю в Россию, я счастлива. Я встречаю своих друзей, с которыми училась; многие стали мировыми знаменитостями, занимают высокие посты, но мы остались прежними, сохранили молодость. И появляется ощущение, что становишься с каждым годом моложе.

- Как ты считаешь, какая черта главная в твоем характере?

- Непобедимый оптимизм!

Беседовала Ирина Мучкина

Читать статьи из Нового Венского

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Prev Next

Мы в Facebook

Free counters!

Мы Вконтакте