A+ A A-

Портрет Моны Лизы, его судьба и тайны

Сразу при входе в величайшую сокровищницу мирового искусства, музей Лувра, вы увидите небольшую репродукцию "Джоконды" со стрелкой, которая указывает ближайший путь к этой картине. Далее репродукции повторяются вплоть до самого помещения, где демонстрируется знаменитое полотно Леонардо да Винчи. Видимо, служители музея устали от бесконечных вопросов многоязычной толпы и таким способом постарались уберечь себя от надоевших пояснений на этот счет.
Часто посещая музеи, можно быстро научиться почти безошибочно определять национальную принадлежность туристических групп еще до того, как экскурсовод произнесет первую фразу. Если группа слишком шумная и ее хорошо слышно из соседних залов, то это, наверняка, американцы. Они в любой стране чувствуют себя как дома на ранчо, и их мало интересуют традиции и обычаи других народов и государств. Если при входе в зал слышно только шуршание ног по паркету, то это японцы или русские. Появление людей с записными книжками в руках означает приход немцев. Как правило, они задают экскурсоводу гораздо больше вопросов, чем посетители других национальностей: видимо, хотят за свои кровные евро вытряхнуть из гида как можно больше информации! У англичан на лице всегда заметна ухмылка: Ох, уж эти ТлягушатникиТ! Нашли чем удивить! У нас в Британском музее есть кое-что и похлеще!
Но вот вы оказываетесь рядом с шедевром великого Леонардо, и все национальные особенности куда-то исчезают. Янки из Техаса сразу уподобляются японцам, а немцы забывают про свои записные книжки. Все взоры прикованы к полотну, на котором изображена совсем некрасивая, мужеподобная женщина. На ее безбровом лице застыла какая-то странная улыбка. Да и женщина ли она в действительности?
За четыре с половиной столетия по поводу ее внешности возникла масса домыслов. Но прежде чем к ним перейти, давайте проследим жизненный путь знаменитого полотна и определим, каким образом оно оказалось в музее Лувра.
Французский король Франциск I очень любил строить замки, покорять сердца красавиц, а в молодости – и воевать. Почти сразу после вступления на престол в 1515 году он решил отнять у испанцев Северную Италию. Недолго думая набрал войско, перевалил с ним через Альпы и овладел Миланом. Окрыленный успехом, пошел дальше на юг и стал вытеснять испанцев с благодатных земель Ломбардии. Здесь все было другим по сравнению с Францией: климат, растительность, люди, а самое главное – множество необычных зданий, которые украшали улицы завоеванных городов. То были постройки эпохи итальянского Ренессанса, по сравнению с которыми все королевские замки во Франции выглядели просто сараями. Во время этого похода Франциск познакомился с Леонардо да Винчи. Широта его познаний и смелость высказываемых замыслов произвели сильное впечатление на короля и со всей очевидностью показали ту степень невежества, в которой он пребывал до сих пор. И ему пришла в голову мысль – пригласить этот Тнеисчерпаемый кладезь познанийТ к себе во Францию, дабы улучшить свое образование и расширить кругозор.
Но сразу осуществить это желание королю не удалось. Оказалось, что для победоносного окончания военных действий нужно было не только любить воевать, но и уметь это делать. А Франциск по своей молодости не знал сей прописной истины, потому вскоре был взят в плен и оказался в мадридской тюрьме в одной камере с уголовниками и шулерами различных мастей. Испанцы держали его там до тех пор, пока он не подписал очень невыгодный для Франции мирный договор. Правда, испанцам за все причиненные ему неприятности Франциск отомстил, не сам, а руками средиземноморских пиратов. Он пустил их на зимовку в Тулон, а они, в качестве арендной платы, обязались грабить испанские торговые суда в Средиземном море.
Выйдя из застенков, Франциск тотчас же послал приглашение Леонардо да Винчи. Конечно, на склоне лет покидать свою родину с ее благодатным климатом и голубым небом было не так-то просто. Но сложившиеся обстоятельства подталкивали художника к этому шагу. Всевышний, создавая его, поместил в одну телесную оболочку слишком много способностей и талантов, которые сильно мешали друг другу раскрыться полностью. Сегодня он сидел перед холстом, создавая шедевр в области живописи, а завтра уже находился в плену другой идеи, связанной с поиском наилучшей формы зубца шестеренки. Поэтому большинство его творений оставались незаконченными. Отсюда потеря интереса к его творчеству в обществе, уменьшение заказов и, как следствие, ухудшение материального положения. С тяжелым сердцем Леонардо да Винчи принял предложение Франциска и осенью 1516 года, преодолев в сопровождении ученика Франческо Мельци и слуги Батисты да Вилланиса еще не покрытые снегом Альпы, оказался во французских владениях. В состав его небольшого багажа входила ТДжокондаУ. Франциск I оказал гостю большие почести, назначил ему жалованье в размере 700 золотых экю в год и поселил в замке Кло-Люсе, который теперь находится в черте города Амбуаз. Взамен король почтительно попросил разрешения на беседы с мэтром. Их общение происходило почти каждый день, до самой смерти великого художника, инженера и архитектора. Причем интерес к ним Франциска не притуплялся, несмотря на огромную разницу в возрасте собеседников. В знак признательности за оказанное гостеприимство Леонардо передал королю ТДжокондуУ. За время пребывания на службе у короля им был разработан грандиозный проект нового замка, который, к сожалению, не был претворен в жизнь, хотя отдельные его фрагменты были воплощены при строительстве замка в Шамборе.
23 апреля 1519 года Леонардо почувствовал приближение смерти и написал завещание: Франческо Мельци в благодарность за его верную службу получал книги, инструменты и рисунки, относящиеся к его Тживописному искусствуУ. Батисту Вилланису была отписана половина сада под Миланом, а своей стряпухе Матурине Леонардо оставлял Тплатье доброго черного сукна, подбитое мехом, штуку сукна и дукатыУ.
После кончины великого творца, которая произошла 2 мая 1519 года, останки его были помещены в капелле святого Губерта замка Амбуаз, где и находятся по сей день.
Теперь о судьбе знаменитого полотна. До 1789 года оно входило в собрание королевской картинной галереи. После отстранения от власти короля и объявления Франции республикой оно было национализировано, вошло в состав коллекции государственного музея в Лувре, и, несмотря на все войны и революции, как мы уже отметили, хранится в его стенах и в наши дни. Справедливости ради следует сказать, что ТДжокондаТ не всегда улыбалась посетителям музея. А произошло это по следующей причине.
В воскресенье 22 августа 1911 года копиист, пришедший в нерабочий день сделать копию картины по заказу одного из зарубежных музеев, не обнаружил на своем обычном месте ни рамы, ни самого полотна. В реставрационной мастерской картины также не оказалось. Поднятая на ноги полиция пыталась раскрыть преступление по горячим следам, и на первых порах казалось, что она вот-вот схватит грабителя: на лестничной клетке была найдена рама от похищенной картины со следами пальцев. Но их идентификация с образцами, имеющимися в картотеке полиции, никаких результатов не дала. Газетчики попытались провести собственное расследование, приводя на страницах своих изданий самую ТправдивуюУ информацию о местонахождении картины. Одна из газет, ссылаясь на источник, Тзаслуживающий доверияУ, утверждала, что похищенный шедевр куплен американским миллионером и уже находится за океаном.
Прошло два с лишним года. Однажды флорентийский антиквар синьор Джери, разбирая вновь поступившую почту, обнаружил в ней письмо из Парижа от некоего Винченцо Леонарди, который предлагал ему купить исчезнувший из Лувра портрет Джоконды. Обычно многоопытный синьор не обращал внимания на послания подобного рода: редкая неделя проходила без того, чтобы ему не пытались всучить какой-нибудь Твсемирноизвестный шедеврУ. Свой поступок парижский адресат мотивировал исключительно патриотическими чувствами: он желал вернуть своей Родине одно из лучших произведений итальянского искусства, захваченного французами. Выходило, что этот Винченцо был сильно не в ладах с историей. Так неужели такой несведущий человек мог быть обладателем настоящего шедевра?! И все же внутренний голос подсказывал синьору Джери, что за этим посланием скрывается нечто большее, чем обычная авантюра. После нескольких дней раздумий и разговора с профессором Поджи, прекрасным знатоком живописи итальянского Ренессанса, он послал в Париж письмо, в котором согласился на встречу с Винченцо, отметив, что ТИталия будет навеки благодарна за возвращение шедевра живописи на его родинуУ. Вскоре во Флоренции появился и сам автор письма. Для вознаграждения своих патриотических намерений он потребовал полмиллиона франков, на что антиквар дал согласие. На следующий день он вместе с Поджи отправился в гостиницу, где остановился парижский визитер, предварительно уведомив обо всем флорентийскую полицию. В своем бедно обставленном номере Винченцо, после взаимных приветствий и знакомства, сразу приступил к делу. Выдвинул из-под кровати белый ящик, доверху наполненный малярным инструментом, и, немного порывшись в нем, вытащил прямоугольный пакет, завернутый в белый бархат, который и служил временным пристанищем для ТДжокондыТ. Уже после беглого осмотра картины у Поджи не осталось сомнения в ее подлинности.
Антиквар и профессор согласились приобрести шедевр и покинули гостиницу, чтобы взять в банке необходимую сумму денег. На самом деле это была лишь уловка, позволившая им подать знак полиции. Грабителя тотчас же арестовали, а картину под усиленной охраной отправили в галерею ТУффициТ, где она и экспонировалась несколько месяцев. Для предотвращения ее повторного хищения была выставлена такая охрана, что среди полицейских мундиров трудно было заметить посетителей, которые приходили поглазеть на свою знаменитую землячку. Таким образом, ТДжокондаУ неожиданно вновь оказалась у себя на родине, но уже в качестве гостьи.
По законам того времени срок давности по преступлениям подобного рода во Франции составлял два года, а в Италии – три. В связи с этим весь судебный процесс был передан в руки итальянской Фемиды. Следствие по делу тянулось несколько месяцев, в его ходе выяснились все подробности хищения шедевра. Оказалось, что Перуджи (таково настоящее имя похитителя) – маляр по профессии, одновременно овладел смежной профессией стекольщика и часто посещал Лувр для замены выбитых стекол. Во время этих визитов он хорошо изучил внутреннее устройство музея и организацию его охраны. Улыбчивый, общительный итальянец очень скоро сделался ТсвоимУ для охраны, и его проход в музей стал осуществляться без всяких формальностей. Так было и в роковой день 22 августа 1911 года. Он беспрепятственно проник в зал, где экспонировалась ТДжокондаТ и долго делал вид, что меняет в одном из окон высохшую замазку на новую. Смотрителю зала скоро надоело наблюдать эту нудную процедуру, и он удалился в соседний зал, чтобы поделиться со своим коллегой последними парижскими новостями. Зал оказался непривычно пустым, и Мона Лиза улыбалась только ему, Перуджи, как земляку, призванному судьбой возвратить ее в милую Италию. Мурашки побежали по спине маляра, обмякли ноги. Но через несколько секунд слабость исчезла, и ей на смену пришла непоколебимая решимость осуществить давно задуманную акцию: украсть у французов этот шедевр итальянской живописи. Затем все пошло по заранее обдуманному плану. Картина вместе с рамой без всяких затруднений снялась со стены. При помощи ножа холст легко отделился от рамы, которая затем была спрятана под пролет служебной лестницы, а само полотно, аккуратно сложенное в многослойный прямоугольник, было спрятано под рабочую блузу. Одарив своей лучезарной улыбкой представителей охраны, Перуджи покинул пределы музея. Вернувшись после столь серьезного дела в ТСите дю ГеронУ – место своего постоянного проживания, которое представляло собой огромный дом, населенный итальянскими гастарбайтерами, Винченцо поднялся на чердак и спрятал украденную картину под грудой мусора. Там она находилась более двух лет. А загадка с отпечатками пальцев, оставленными на раме, объяснялась очень просто: в то время отпечатки пальцев брали только с правой руки, а грабитель был левшой. Первоначально суд, под давлением общественного мнения, рассматривал Винченцо в качестве Тсубъекта, патриотические чувства которого возобладали над разумом и принудили нарушить законТ. Совершенное им противозаконное деяние не нанесло материального ущерба обществу и потому не подлежало суровому наказанию. Но в дело вмешалась парижская полиция, которая представила неоспоримые доказательства того, что синьор Винченцо и до Тпохищения векаУ уже встречался со стражами порядка. Первый раз, в 1908 году, он имел несчастье познакомиться с ними при попытке хищения чужого имущества, а второй раз, год спустя, его обвиняли в незаконном хранении оружия. Светлый нимб над головой подсудимого изрядно померк. Многие задумались: не слишком ли высока цена в полмиллиона франков, затребованная мошенником за его изрядно подмоченный патриотизм? В июне 1914 года был оглашен весьма мягкий приговор: 1 год и 15 дней тюремного заключения и возмещение судебных издержек. Через месяц грянул гром Первой мировой войны, и человечество надолго забыло о похищении шедевра.
Теперь нам следует возвратиться в средневековье, к истокам создания картины. Но прежде – о самом художнике. Леонардо да Винчи, незаконнорожденный сын нотариуса Пиеро да Винчи, родился в 1452 году в маленькой деревушке Аникиано близ небольшого городка Винчи в Северной Италии. Нотариус был четырежды женат и, надо полагать, имел законное потомство. Но несмотря на это, не забывал и о своих чадах, прижитых Тво грехеУ. Сначала младенец Леонардо был отдан на попечение родителей отца, а затем был им усыновлен и отдан на обучение в школу живописи. Нет никаких сведений, которые говорили бы о большом таланте, проявленном мальчиком во время пребывания в учебном заведении. Кое-чем он, правда, отличался от своих сверстников. Уже в 17 лет на него обратили пристальные взоры правосудие и отцы церкви по причине нарушения законов Тнормальной ВенерыУ. В те далекие времена ТпреступленияТ подобного рода карались чрезвычайно сурово, и потому он на два месяца попал за решетку. Из-за недостаточности улик несовершеннолетнего юношу отпустили, но молва о пристрастии к ТголубизнеУ преследовала его на протяжении всей жизни. Проживая во Флоренции и Милане и находясь в полном расцвете физических сил, Леонардо да Винчи ни разу не проявил желания сблизиться с представительницами прекрасного пола.
Теперь о самом портрете. Официально считается, что на нем представлена жена флорентийского магната Франческо дель Джакомо. Ее портрет писался на протяжении четырех лет, но так и не был закончен и, следовательно, не был вручен заказчику. Синьор Вазари – современник Леонардо, имевший доступ в его мастерскую, описал царившую там обстановку: ТМодель – молодая, красивая неаполитанка, в первые годы своего замужества. Ее развлекают шуты и музыканты. Свою работу художник никому не показывает и тотчас же после окончания очередного сеанса закрывает холстомУ. Таким образом, Вазари видел модель, но совершенно не имел никакого представления о том, что изображал художник на полотне.
Более поздние источники склонялись к тому, что на знаменитом полотне изображена великосветская проститутка Изабелла Гуаланди из Неаполя. Она неоднократно позировала Леонардо да Винчи и являлась фавориткой Джулиано Медичи, брата Папы Льва Х. Нельзя оставить без внимания и еще один источник, который утверждает, что ТДжокондаУ есть не что иное, как изображение Гачифики Брандано – вдовы испанского дворянина, портрет которой также писался художником.
Любопытно, что в этот же период творчества Леонардо очень активно изучал анатомию человека. Для этого он выхлопотал у административных и духовных властей Флоренции разрешение на работу с трупами вероотступников, подвергшихся смертной казни.
Прошло без малого 300 лет. Лувр в 1789 году открыл свои двери для всех желавших познакомиться с его достопримечательностями. И, конечно же, ТДжокондаУ уже с первых дней приковала к себе пристальное внимание многих посетителей. Но ее вид сильно разочаровал любителей живописи: с холста на них смотрела странная женщина. Она была стара и некрасива. Выражение ее лица как бы говорило: ТКонечно, я вам не нравлюсь. Но это меня нисколько не волнует! Идите дальше. Там вы увидите женщин, которые вам понравятся. А я желаю оставаться такой, какая я есть!У Естественно, возникал вопрос: как могло случиться, что бессмертное творение Леонардо за истекшие века так сильно ТпостарелоТ? На ум приходят две версии. Художник ТвсучилУ доверчивому Франциску I какое-то совсем другое полотно, никак не связанное с ТДжокондойУ, или же он на протяжении четырех лет проводил некий живописный эксперимент, непосредственно связанный с его анатомическими увлечениями, который впоследствии часть исследователей творчества Леонардо назовет Тпортретом изнутриУ. Действительно, зачем нужно было развлекать модель шутами и музыкой во время сеансов? Ведь хорошо известно, что чувствительные натуры под воздействием подобных мероприятий могут существенно изменять свой внешний облик. Следовательно, художник заранее желал изобразить на холсте нечто не похожее на оригинал. Была и еще одна группа знатоков творчества Леонардо. Ее представители задавали риторический вопрос: являлась ли Джоконда любимой моделью художника? И сами же отвечали отрицательно. Разве может мужчина, нарушающий законы Тнормальной ВенерыУ, полюбить женщину и, тем более, увидеть и правдиво отобразить на холсте ее красоту?!
Большой спор возник и по поводу загадочной улыбки Джоконды. Одни полагали, что она женственна, лучезарна, чарующе изысканна, дарит свет и радость. Другие утверждали, что в ней сконцентрированы все Тзверское наследие женской природы, все жгучее стремление к обольщению, вся кошачья хитрость, вся грациозность обмана!У. Еще одна версия утверждает, что это не улыбка, а лишь Тпрофессиональный инструментУ обольщения и заманивания клиента, широко использовавшийся в то время Тжрицами любвиУ. Если согласиться с этим утверждением, то на полотне действительно изображена Изабелла Гуаланди. Но как-то трудно свыкнуться с мыслью о том, что дама, не желавшая никому нравиться, оказалась пассией родного брата Папы Льва Х. Кроме того, легко можно согласиться с фактом использования этого Тпрофессионального инструментаУ уличными проститутками, но трудно поверить, что его оставила в своем арсенале обольщения столь высокопоставленная жрица любви.
Немалую лепту в разгадку ТтайнУ Джоконды внесли и врачи. Стоматолог Джозеф Борковский усмотрел в ее улыбке лишь выражение лица, типичное для людей, потерявших передние зубы. Другие медицинские светила считают, что на холсте изображена женщина, тяжело переносящая беременность. Американские врачи связывают отсутствие бровей с алопецией – болезнью, при которой происходит частичное или полное выпадение волос. В свою очередь, датский врач Фини Беккер-Христиансен обратил внимание на то, что Лиза правой стороной лица улыбается, а левой гримасничает, а это является верным признаком идиотизма. Но здесь Беккер не оказался первооткрывателем. Еще в 1980 году аналогичную версию высказал лондонский фотограф Лео Валле, разработавший методику, позволяющую преобразовывать анфасное изображение в профильное. Метод прошел длительную проверку и получил официальное признание. Когда его опробовали на ТДжокондеУ, то результат удивил многих: оказалось, что она страдала болезнью Дауна. Но на этом Тсенсационные открытияУ не кончились.
В последней четверти прошедшего века произошла техническая революция в области вычислительной техники, и глупые, страшно прожорливые, капризные компьютерные монстры, окруженные толпами шаманов-программистов, вдруг до того поумнели, что сумели обыграть в шахматы даже самого чемпиона мира Каспарова. Затем, сев на диету, ТмонстрыУ сильно похудели и стали предрасположены к общению с обычным обывателем без посредничества шаманов. Обыватель по достоинству оценил этот жест доброй воли с их стороны и стал поручать им решение весьма деликатных задач. В частности, этим новоиспеченным умникам поручили разобраться и с ТтайнамиУ Лизы. Покрутив своими электронными мозгами, они скоро пришли к выводу, что на полотне изображен сам художник в более молодом возрасте.
И самая последняя версия: не создал ли Леонардо живописное попурри, изобразив свой лоб, улыбку проститутки, а глаза и щеки – вдовы?
Профессор А. Зиничев

Читать статьи из Нового Венского

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Prev Next

Мы в Facebook

Free counters!

Мы Вконтакте