Австрия со всех сторон

Нойгебойде – замковый комплекс периода возрождения

Просмотров: 131
«…самое лучшее в этих произведениях – их необычное слияние с духом местности. Даже и тогда, когда постройки обрушиваются, куртины зарастают, а фонтаны иссякают. Очарование сохраняется, пока есть намек на былое устройство»
Курбатов В. Я.

Эпоху Средневековья в XIV веке сменила эпоха Ренессанса (Ренессанс – франц. Renaissance – «возрождение»), – время обращения к культурному наследию античного мира, время интеллектуального, художественного расцвета, – в архитектуре, живописи, скульптуре, поэзии, философии.
Родиной Возрождения стала Италия, здесь оно проявилось ярче и выразительнее, чем в других странах. Многие выдающиеся деятели этого периода создавали в этой стране свои непревзойденные произведения: архитектор, теоретик искусства, ученый, гуманист Леон Батиста Альберти (1404 – 1472, автор теоретического трактата «Десять книг о зодчестве»); архитектор и скульптор Филипо Бруннелески (1377 – 1446, палац Питти и купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции); Андреа Плалладио (1508 – 1580, вилла «Ротонда» в Виченце, теоретический трактат «Четыре книги об архитектуре»); основоположник и крупнейший представитель архитектуры периода Возрождения Донато Браманте (1444 –1514, дворы Бельведера и Сан-Дамазо в Ватикане, базилика Святого Петра в Ватикане); представитель флорентийской школы живописи Рафаэля Санти (1483 – 1520, картина «Сикстинская Мадонна»); скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель МикеланджелоБуонарроти (1475 – 1564, скульптура Давида во Флоренции, роспись потолка Сикстинской капеллы);Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа человека-идеала итальянского Ренессанса.
Садово-парковое искусство Возрождения
Культурного подъема в период Ренессанса достигло и садовое искусство. Многие признанные мастера архитектуры создавали виллы с садами и дворцово-парковые комплексы, которые вошли «золотыми» образцами в историю садово-паркового искусства. Сперва во Флоренции и ее предместьях, а затем в Риме, Ватикане появляются сады и парки, которые стали предметом для подражания для мастеров садового искусства не только своего времени, но и гораздо позднее, в период Барокко, синтезируя накопленные знания и подходы, ландшафтные особенности регионов или отдельных местностей.
В период Ренессанса произошло обращение и новое осмысление античной виллы как места загородного отдыха. В Древнем Риме виллы, загородные поместья, предназначались для отдыха и развлечений. В планировочном аспекте вилла представляла собой жилые постройки, скомпонованные вокруг открытого двора. Комплекс виллы мог включать здания храма, театра, каналы, водоемы, скульптуры. В качестве примера можно привести виллу Адриана в Тиволи, близ Рима (125 – 135 гг. н.э.).
В период Возрождения в Италии вилла приобретает свои особые черты, одной из которых становятся обширные сады, композиционно и планировочно взаимосвязанные с архитектурой виллы. Виллы – это прежде всего место для отдыха хозяина – «…место, где можно укрыться, до него легко добраться, и там можно делать, что хочется» (Леон Батиста Альберти). Вилла – место светского общения знати, где проводятся многочисленные приемы и празднества.
Холмистый рельеф местности Италии – вот что определяло террасную планировку вилл и способствовало раскрытию дальних перспектив на окружающий ландшафт. Одной из первых вилл, в которых была применена осевая композиция с главным зданием в центре, с лоджии которой открывался вид на террасные сады, была вилла Мадама в Риме (1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Здесь Рафаэль использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытом пространстве сада. На вилле впервые в садово-парковом искусстве применены принципы анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени.
Сады при виллах, как правило, располагались вдоль склона, параллельно фасаду дворца. Это же направление имела и главная аллея. Однако, в отличие от более поздних ансамблей периода Возрождения и ансамблей Барокко, симметрия в планировке присутствовала лишь в центральной части, боковые части сада оставались асимметричными.
Первой виллой, на которой главная ось была развернута поперек склону, стала созданная в 1540 году для кардинала Ипполито II д’Эсте вилла д’Эсте в Тиволи (арх. Пирро Легорио, 1510 – 1583, автор двора Бельведера в Ватикане). Таким образом, в период Ренессанса была заложена новая композиционная модель дворцово-парковых ансамблей, достигшая наивысшего развития в ансамблях Барокко (Версаль).
В отличие от Италии, где сады создавались при виллах богатых вельмож и представителей духовенства, в Австрии привилегия устройства садов оставалась за представителями королевской семьи и ее приближенных.

История Нойгебойде
С 1439 года на престоле Священной Римской империи установилась династия Габсбургов, столицей Германии фактически стала Вена, где располагался двор императора и подчиненные ему органы управления. В 1564 году в Австрии к власти приходит Максимилиан II (1527 – 1576). С самого начала своего правления он думал о строительстве новой загородной резиденции в окрестностях Вены. В 1568 году начинается подготовка, а затем, в 1569-м, и реализация грандиозного и амбициозного по своему масштабу проекта – Нойгебойде (Neugebaude, нем. – «Новое здание»), замкового комплекса с садами.
Точных сведений об авторе проекта нет. Исследования полагают, что сам Максимилиан вплотную занимался этим вопросом. Он старательно собирал подробную информацию обо всех созданных садах, особенно итальянских. Есть сведения, что в 1571 году от кардинала Ипполито II д’Эсте (1509 – 1572) пришел рисунок общего плана его виллы в Тиволи, которая была и по сей день остается одним из самых великолепных творений Высокого Возрождения.
Максимилиан II был большим поклонником науки, искусства и, в частности, садоводства. Он старался окружать себя многими выдающимися деятелями своего времени: архитекторами, художниками, скульпторами, учеными. При его дворе работал Каролюс Клузиус (1526 – 1609), основатель современной ботаники и одного из старейших ботанических садов в Линдене (Голландия, 1587 г). Находясь в Вене, К. Клузиус способствовал распространению экзотических растений, в том числе особо ценных в то время тюльпанов и каштанов.
Место для нового императорского замка Максимилиан II выбрал недалеко от загородной охотничьей резиденции Кайзереберсдорф. Впоследствии она продолжала использоваться императором в качестве места для ночлега.
Существует легенда, что замковый комплекс создан на месте расположения турецкого военно-полевого лагеря султана Сулеймана во время первой осады Вены в 1529 году. Возможно, этот факт обусловил присутствие многих восточных элементов как в архитектуре замкового комплекса (позолоченные шатровидные крыши круглых башен), так и в планировочной композиции Верхнего сада.
Австрийский комплекс Нойгебойде, хотя на начальном этапе и формировался по образу итальянской светской виллы, однако со временем и с учетом местных условий, в том числе благодаря «духу места», во многом сформировал свой особый характер и специфику. В функциональном аспекте в Нойгебойде ренессансный светский характер, заимствованный из итальянской виллы, дополняется утилитарными элементами средневекового сада, такими как зверинец, плодовый сад, пруды для разведения рыбы. Подобное явление было характерно для многих ансамблей периода Возрождения, расположенных «по ту сторону Альп» – Германии, Австрии, Франции. При Максимилиане II дворец неоднократно в ходе строительства подвергался изменениям. Возможно, после получения в 1571 году эскиза виллы д’Эсте император решил внести очередные изменения в архитектуру дворца и его садов. Здание приобрело монументальный характер: длина составляла 180 м и ширина – 14 м. Величественность постройки придавали сооруженные с северной стороны две террасы с общим перепадом высот между ними 5 м (первоначально предполагалось наличие 6 террас).
Архитектура замка Нойгебойде также отсылает к итальянской архитектуре, к мотивам, использующимся во дворе Бельведер в Ватикане и на вилле Мадама.
Идеи и концепции времени создания сформировали свой собственный, очень индивидуальный архитектурный язык. Архитектура Нойгебойде слабо сопоставима с итальянской архитектурой эпохи Возрождения. Нойгебойде так и не стал окончательно реализованным проектом. Максимилиан II скончался в 1576 году, не успев закончить все начатое. В этом же году все работы по дальнейшему строительству дворца прекращаются. Сын Максимилиана, король Рудольф II (1552 – 1612), переносит сою королевскую резиденцию в Прагу, совершенно теряя при этом интерес к проекту своего отца. Брат Рудольфа II, эрцгерцог Эрнст (1553 – 1595), с осени 1581 года использует сады Нойгебойде для светских приемов. Тем не менее, замок со временем постепенно приходит в упадок.
При короле Леопольде I (1640 – 1705) Нойгебойде продолжают использовать в качестве питомника и «поставщика» строительных материалов и конструкций.
В XVIII столетии сады приходят в запустение, и Нойгебойде функционирует только в качестве зверинца. Еще более сложные времена для комплекса наступают во время правления Марии Терезии (1717 – 1780). Мария Терезия была сильно увлечена строительством Шёнбрунна – своей новой загородной резиденции. Многие архитектурные элементы замка, колонны, арки переносятся из Нойгебойде для строительства павильона «Глориетта» и «Римских развалин»; большинство зверей переводится в зверинец Шёнбрунна. Нойгебойде передается военным и используется в качестве порохового склада. Эта функция сохранилась за ним вплоть до начала XX века. В 1909 году замок выкупает город Вена. А в 1920 году происходит событие, которое почти полностью лишает надежды на возможности проведения когда-либо реконструкции всего комплекса. На территории Верхнего сада строится городской крематорий и начинаются захоронения людей. Сегодня площадь захоронений значительно разрослась и даже вышла на прилегающие к комплексу территории.
Сады Нойгебойде
Сады Нойгебойде были высоко оценены во многих исторических описаниях и документах. Одно из самых лучших представлений дают гравюры Матиуса Мериана в издании «Topograhia Provinciarum Austriarium» от 1649 года.
Верхний сад. К югу от дворца и центрального двора располагался Верхний, так называемый Фазаний сад с Садом удовольствий. Территория сада подразделялась на две части: внутреннюю, Сад удовольствий, и внешнюю – Фазаний сад. Верхний сад имел размеры 800х1000 м, форма Сада удовольствий была приближена к квадрату (350х400 м).
Сад был окружен каменной стеной с двенадцатью круглыми башнями. Стена очерчивала пространство бывшего турецкого лагеря, находившегося на этом месте при первой осаде Вены в 1529 году.
Сад удовольствий был непременным атрибутом средневекового сада. Его предшественником был потайной, или секретный сад, располагавшийся при выходе из спальни или личных апартаментов владельцев замка (дворца). Сад был огражден от остальной части дворцового комплекса высокой каменной стеной. Он служил для уединения и был, прежде всего, садом любви и наслаждений. В каждом таком саду располагался фонтан – аллегорическое изображение Источника жизни.
В Нойгебойде Сад удовольствий (развлечений) носил все характерные для средневекового сада черты, сочетавшие эстетику и функциональность. В Нойгебойде он был удален от основных стен дворца. К сожалению, изображения, позволяющие изучить планировочную композицию комплекса в период его создания, отсутствуют. Имеются лишь гравюра Матиуса Мериана Старшего, относящаяся к 1649 году, и более поздняя литография Фишера фон Эрлаха, датируемая 1734 – 1737 гг.
Внутренний сад удовольствий был обнесен галереей с аркадой, которая имела плоскую крышу, благодаря чему можно было прогуливаться по ней и любоваться всем Верхним садом. По углам аркады располагались ортогональные гексагональные трехэтажные башни, крыши которых были покрыты позолоченной медью. Судя по гравюрам, вход в сад со стороны дворца в середине XVII века осуществлялся через грот, позже, в XVIII веке – через ворота. Ограждение Верхнего сада и Сада удовольствий создавало особый микроклимат для выращивания декоративных и плодовых растений.
Всю территорию сада занимали цветники. Дорожки делили его на 4 равные части. В центре каждого такого цветника был установлен фонтан из белого мрамора. Позднее, в XVIII веке четыре фонтана были заменены на один центральный. Судя по записям в путевых заметках одного дипломата от 1585 года, в саду располагался лабиринт.
В период Возрождения было несколько подходов к формированию орнаментальных цветников: газонно-орнаментальные клумбы с участием газонного покрытия и фигурно выстригаемых самшитов (пример – партер виллы Ланте, Италия), цветочно-орнаментальные клумбы со сложным узором, сочетающие экзотические цветочные растения, окантовку из самшитовых кустарников, и включенными топиарными формами из мирта и можжевельника (пример – цветник виллы Медичи ля Петрайя во Флоренции).
В Нойгебойде, согласно литографии 1649 года, цветники в середине XVII века носили строгий геометрично-орнаментальный характер. Основной рисунок формировался стриженым самшитом и формировался строгими линейными формами (звезды, квадраты, кресты и пр.), а также рисунками с элементами императорской символики Габсбургов – двухглавого орла.
В разработке концепции планировки Сада удовольствий принимали участие ботаник Каролюс Клузиус (1526 – 1609) и Ожье Гислен де Бюсбек (1520 – 1592) – дипломат, служивший трем поколениям австрийских монархов, фламандский писатель и человек, чьим увлечением были травы. Поэтому можно предположить, что между кустарниками были высажены экзотические цветочные и травянистые растения. В центре каждого цветника были высажены штамбовые деревья. В XVIII столетии форма цветников упростилась, а на месте геометричного орнамента появились сложные узоры из арабесок , соответствующие стилю Барокко.
За пределами галереи Увеселительного сада располагался Фазаний сад. Ров отделял луговую часть от участков сада. По лугу была проложена круговая прогулочная дорога. О грандиозности и внушительности проекта Нойгебойде свидетельствуют данные архивов. Согласно первым сведениям, датируемым 1569 годом, о затратах на устройство садов в Нойгебойде, в следующем, 1570 году должно было быть посажено 16 тысяч деревьев. Предпочтение было отдано плодовым деревьям: яблоням, вишням, сливам, грушам, персикам и инжиру. Также выращивались виноград, артишок и майоран. Деревья были высажены ровными рядами вдоль ограждения комплекса. Впоследствии сад Нойгебойде был своего рода питомником для поставки растений для садов и парков Вены.
Непременным атрибутом средневекового сада наслаждений были зверинцы, или менажерии . Это еще одна особенность, которую дворцово-парковый комплекс Нойгебойде воспринял от средневекового сада. Со времени своего основания в комплексе собиралась коллекция экзотических животных и птиц. Часть диких животных, как можно судить по гравюрам, содержалась в Фазаньем саду, для экзотических же животных были построены специальные вольеры в Львином дворе, примыкавшем к восточной границе комплекса. В Львином дворе располагался дом для игры с мячом, питомник, конюшни на 50 лошадей и хозяйственные постройки.
Численность животных в коллекции в Нойгебойде постоянно изменялась. В 1607 году их количество увеличивается благодаря поступлению животных из императорского дворца Kaiserebersdorf. Во время второй осады Вены в Нойгебойде (1683 г.), где вновь разместился турецкий лагерь, количество экзотических птиц и животных только увеличилось. По словам одного из путешественников, в зверинце содержались львы, тигры, медведи, газели, антилопы и горные козлы. Однако, что было сохранено турками, было полностью уничтожено в июне 1704 года во время антигабсбургской национально-освободительной войны венгерского народа под предводительством князя Трансильвании Ференца II Ракоци (1676 –1735). В 1736 году в замок из Бельведера переводится вся коллекция зверей, принадлежавшая принцу Савойскому (1663 – 1736). В 1752 году, уже при правлении Марии Терезии (1717 – 1780) весь зверинец переводится в новую загородную королевскую резиденцию Шёнбрунн, таким образом, пополнив коллекцию существовавшего там с 1570 года зверинца и положив начало одному из старейших зоологических парков Европы (год основания 1752).
Нижний сад. С Северной части к дворцу были пристроены две террасы, огражденные балюстрадами. Исходя из общей утилитарной функции комплекса, можно предположить, что на террасах также были высажены плодовые деревья. На каждую террасу вел самостоятельный выход из дворца. Нижняя терраса с Цветочным садом была соединена лестницей. В XVIII столетии террасы перестали использоваться, и в Цветочный сад можно было попасть прямо из дворца (по подземному ходу).
Нижний сад имел вытянутую прямоугольную форму и был также огражден по всему периметру. Цветочный сад центральной дорожкой подразделяется на две симметричные части. В центре каждой такой клумбы располагается по крупному фонтану из белого мрамора (с нимфами или играющими мальчиками). В свою очередь клумбы поделены на 9 частей, образуя 18 квадратных клумб. Цветники имели простую геометрическую форму. На клумбе высаживались цветочные растения, по краю была выполнена традиционная окантовка из самшита, в центре цветника располагались небольшие штамбовые деревья. Далее центральная дорожка Нижнего сада подводила к пруду.
В период Барокко цветники Нижнего сада приобрели характерный вид цветочно-орнаментальных партеров. Фонтаны были убраны, на месте одного из них, судя по гравюре 1715 г. Фишера фон Эрлаха, была установлена легкая беседка. В период Барокко центральные основные цветники по периметру обсаживаются штамбовыми деревьями.
В 1675 году планировалась перестройка и реконструкция обоих садов. Проект был подготовлен Вольфгангом Вильгельмом Праемом. Согласно его задумкам, в Верхнем саду предполагалась реорганизация всех его частей с упором на подчеркивание центральной оси. За пределами Сада наслаждений планировалась разбивка дополнительных партеров. В Нижнем, Цветочном саду, изменялись планировка и размеры цветочного партера. Для выявления центральной оси замышлялось соединить верхнюю террасу с нижним садом через устройство серий лестниц, таким образом выявив характерную для парков периода Барокко сложную осевую перспективу. Планы по реконструкции не были осуществлены – в 1683 году Вена вновь подверглась турецкой осаде. И вновь местом турецкого лагеря становится территория Нойгебойде.
Возрождение Нойгебойде. В 1974 году возрождается интерес к Нойгебойде как замковому комплексу времен Ренессанса. Проводятся работы по научному изучению архивных материалов, инвентаризации построек; организуются научные мероприятия, посвященные восстановлению Нойгебойде; разрабатываются планы реконструкции самого замка и окружающей его территории. В 2001 году учреждается общество по сохранению и возрождению Замка. Начинаются первые работы по реконструкции, летом в парке работает культурный проект «Лето в замке». К сожалению, реконструкция верхнего сада откладывается на неизвестное время. Для нижнего же Цветочного сада разработан специальный ландшафтный проект, который начнет реализовываться уже в 2010 году и завершится осенью.
В основу нового проекта ландшафтной реновации легла идея существовавшей ранее планировки (партер из 18 частей, из квадратов 21х21м), приспособления территории для организации места отдыха для жителей прилегающего жилого района Зиммеринг. Проектом предполагается создание отдельных тематических участков, но с учетом «духа места»: менажерии – как детской площадки с качелями в виде изображений животных; цветочных клумб с характерными для Нойгебойде тюльпанами и летними цветочными растениями, участками для отдыха с луговым газоном, с теневыми деревьями, водными и игровыми устройствами.
Ценность Нойгебойде как памятника архитектуры и садово-паркового искусства очевидна. Время возникновения комплекса Нойгебойде приходится на вторую половину XVI века, период Маньеризма, когда наблюдался постепенный переход от эпохи Возрождения к Барокко. Однако сохранение утилитарных функций комплекса Нойгебойде (выращивание плодовых деревьев, пряных трав, рыбы в прудах) соотносят его в большей степени с ранними виллами периода Возрождения, в которых сохранялись еще черты средневекового сада.
В композиционном плане в Нойгебойде использованы многие инновационные приемы периода Возрождения: переход через террасы к Нижнему саду соотносится с решением во дворе Бельведер в Ватикане; прочитывающаяся центральная ось обращает к примеру виллы д’Эсте в Тиволи. Кроме того, Нойгебойде имеет общие черты с образцами вилл, выполненных в так называемом «флорентийском стиле». Этот стиль был характерен для вилл северной Италии, Флоренции, где собственно и возникли первые ренессансные сады. Сравнивая Нойгебойде с виллами семейства Медичи, можно отметить схожие решения: цветники Верхнего сада имеют ту же структуру, что и на вилле Медичи в Кастелло; обзорная галерея присутствовала и на вилле Медичи в Риме; плодовые сады и травники также непременно присутствовали на виллах Медичи.
В планировочном аспекте дворцово-парковый комплекс Нойгебойде также представляет особый интерес. Прежде всего, уникальность комплекса в том, что при его строительстве был учтен дух места, Genios locy – геометрическая планировка Верхнего сада удовольствий сохранила очертания границ бывшего турецкого лагеря. Второй важный аспект состоит в том, что для большинства дворцово-парковых комплексов периода Возрождения характерна постановка дворца чуть в стороне от сада. В истории садового искусства Италии этого периода в большинстве случаев сад располагался по одну строну от дворца. Одними из первых вилл, где парк устраивается по обе стороны от дворца, были построенные архитектором Виньолой (1507 – 1573) виллы Ланте (1585 – 1590) и Капрарола (1559). Однако в первом случае, на вилле Ланте, здания двух казино (так называлось центральное здание виллы. – Прим. автора), располагались вдоль длинных сторон виллы, как бы «пропуская» через себя сад. Во втором случае, на вилле Капрарола, верхняя часть появилась только в 1575 году. Таким образом, можно утверждать, что тип планировочной композиции Нойгебойде, относящейся к 1569 – 1573 гг., – с постановкой замка в центре всего комплекса, – был инновационным для второй половины XVI века. Дополнительную ценность Нойгебойде придает тот факт, что данный тип планировочного решения в дальнейшем использовался и в дворцово-парковых ансамблях более позднего времени (Бельведер, Шёнбрунн).
Период Возрождения в садово-парковом искусстве Австрии был обозначен созданием грандиозного по своим замыслам и масштабу замкового комплекса Нойгебойде. Все передовые идеи своего времени были реализованы как при строительстве самого замка, выполненного в стиле маньеризма, так и Верхнего и Нижнего садов, в которых четко прочитывается связь с итальянской ренессансной школой создания загородных вилл. Нойгебойде – уникальный в своем роде представитель периода позднего Возрождения в Австрии. Это яркий пример того, как сложно порой складывается судьба памятника архитектуры и садово-паркового искусства, и как даже в таких сложных ситуациях возможно говорить о начале его нового большого Возрождения.

Сидоренко Марина, кандидат архитектуры

Арабеска – орнаментальные цветники, в основу рисунка которых положены переплетения геометрических фигур либо стилизованные мотивы растительного мира. Решаются преимущественно как однотонные композиции, однако допускается введение контура из цветочных или декоративно-лиственных травянистых растений контрастного тона, низких стриженых кустарниковых бордюров. Обычно применяется как элемент композиции партеров и крупных клумб.

Менажерия – франц. Menagerie – зверинец.

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети