Австрия со всех сторон

Памятники Штадтпарка

Просмотров: 111
Если вы не потеряли интереса к венским памятникам и Тесть еще порох в пороховницахТ, продолжим нашу экскурсию, начатую в предыдущем номере.
Перейдя через улицу Винцайле, попадаешь к зданию выставочной художественной галереи «Сецессион». Белое здание с большим позолоченным шаром из переплетающихся лавровых листьев было новаторством в архитектуре конца XIX века. Здание хорошо известно и облюбовано туристами. А вот с правой стороны от него установлена бронзовая группа «Марк Антоний», которая очень интересна, но часто обделена вниманием туристов. Римский полководец и государственный деятель Марк Антоний (82 – 30 гг. до н.э.) никогда не жил не то что в Вене, а даже и на территории современной Австрии. Однако памятник ему установлен почти в центре столицы. Он был родственником, консулом и одновременно одним из ближайших соратников Юлия Цезаря, сполна отомстившим врагам за смерть императора. В 42 году до н.э. он победил убийц Цезаря – Кассия и Брута и получил в управление восточные области Великой римской империи. Однако со временем его поведение все больше попадало под влияние любовных чувств к Клеопатре. После объявления сенатом войны Клеопатре он возглавил египетское войско.
После поражения египетского флота в 31 году до н.э. Марк Антоний покончил жизнь самоубийством. Памятник из бронзы изображает тучного мужчину в триумфальной колеснице, запряженной львами. Рядом пантера, которая трется мордой как домашняя кошка о сиденье полководца. Этот экзотический и странный мотив придумал художник и скульптор Артур Штрассер специально для международной выставки 1900 года в Париже, по заказу Министерства образования. По окончании международной выставки бронзовую группу «Марк Антоний» должны были разместить в одном из художественных музеев современного искусства. Временным местом был выбран садик перед зданием Сецессиона. Как говорится, нет ничего постояннее временного. Поэтому совсем не удивительно, что уже больше ста лет (с 5 марта 1901 года) находится Марк Антоний на этом почетном месте. Многие туристы и прохожие путают его с императором Марком Аврелием, который действительно был тесно связан с Веной. Он жил в Вене в течение трех лет, основал крупный римский военный лагерь, укрепляя границы империи, и здесь же умер. Но ему памятника в Вене нет. А вот бронзовый Марк Антоний на фоне здания «Сецессион» часто украшает венские буклеты.
Через дорогу от Сецессиона расположена Академия изобразительных искусств. Перед входом в это богато украшенное здание стоит памятник Шиллеру. Фридрих Шиллер (Friedrich Schiller, 1759 – 1805) был первым деятелем искусств, который удостоился такого великолепного памятника и на столь почетном месте. До этого в Вене бронзовые статуи устанавливали исключительно императорам или полководцам. И вот впервые венцы проявили себя такими самоуверенными. Простой гражданин стоит на высоком пьедестале в окружении четырех фигур, символизирующих разные этапы возраста человека: ребенок на коленях матери, юноша с посохом, рабочий и старик. Эти аллегории взяты из известного стихотворения Шиллера «Колокол». На самом пьедестале тоже выгравированы фигуры, которые символизируют гениальность, поэзию, науку и любовь к родине. 44 немецких скульптора приняли участие в конкурсе на проект памятника. Выбор варианта был сложным – с доносами и сплетнями. В результате победил проект, предложенный Иоганном Шиллингом; в соответствии с ним и был установлен памятник перед зданием Академии изобразительных искусств 10 ноября 1876 года.
Напротив памятника Шиллеру, непосредственно на Ринге, стоит памятник Иоганну Вольфгангу Гёте (Johann Wolfgang von Goethe, 1749 – 1832 гг.). Так что взоры двух немецких поэтов разделены лишь дорогой. Гёте любил путешествовать и достаточно поколесил по Европе, однако в Вене он не был ни разу. Тем не менее, решение об установке памятника поэту, принятое только через 70 лет после его кончины, австрийцы единодушно считают несправедливо запоздалым. Памятник Гёте был установлен 15 декабря 1900 года. К этому времени скульптура его друга и современника поэта Фридриха Шиллера уже почти четверть века возвышалась на пьедестале. Однако этой припоздненности есть объяснение: специально созданный для сбора средств комитет просто-напросто растратил собранные деньги, и к 1888 году в его казне была только треть нужной суммы. После соответствующих разбирательств работы пошли значительно быстрее. В 1889 году был объявлен конкурс на проект памятника, и в марте 1890-го различные художники представили свои проекты в художественной галерее. Тогда комитет не смог выбрать самого достойного и лишь определил два наиболее возможных варианта: скульптора Виктора Тилгнера и Эдмунда Хеллмера. Через три года доработанные проекты были вновь представлены комиссии. Работа Тилгнера была отвергнута по техническим соображениям, и после крупного общественного скандала был выбран проект Хеллмера. На состоящем из трех ступеней высоком пьедестале сидит в просторном кресле бронзовый поэт. Скульптор изобразил Гёте уже в возрасте, почтенным и признанным мэтром. Его руки устало покоятся на подлокотниках, взгляд задумчив. Надпись на памятнике крайне лаконична: «Гёте».
Небольшая улица, которая теперь носит имя Гёте – Goethegasse, ТсоединяетТ крупнейшего немецкоязычного поэта и крупнейшего немецкоязычного оратора-проповедника Абрахама а Санкта Клара, памятник которому стоит перед воротами в Бурггартен. Мужчина, высеченный из камня, одет в монашескую рясу и держит в руке молитвенник и четки. Нет ни пышности, ни помпезности. Кто бы мог подумать, что выдающемуся австрийскому проповеднику эпохи барокко будет поставлен именно такой памятник, в котором совершенно ничего нет от «барокко». Абрахам а Санкта Клара был родом из Швабии, и его настоящее имя было Иоганн Ульрих Мегерле (Johann Ulrich Megerle, 1644 – 1709). В 1662 он вступил в орден «Босых Августинцев». В 1668 был посвящен в сан священнослужителя, а в 1677 назначен придворным священником Дома Габсбургов. Он был яркой личностью своего времени. Открыто обсуждал обычаи и высмеивал пороки. Его проповеди были полны нестандартных сравнений, рифмованных присказок. Он активно использовал игру слов, и, как результат, его назидания не выглядели сухими, а органично вплетались в проповеди. Широкой популярностью пользовалась его проповедь «Не забывай, Вена», произнесенная им в 1679 году во время сильнейшей эпидемии чумы на территории Австрии. В ней, помимо всего прочего, проповедник говорил о моральном падении людей во время этих страшных событий. Санкта Клара был также ученым, придворным проповедником при императоре Леопольде I и народным писателем. Он смело выражал свое мнение. Его речь была полна насмешек и остроумных шуток. Красивый и богатый язык, точные метафоры выдвинули его на видное место в истории литературы конца XVII века. Его наиболее значительные произведения были написаны в период 1686 – 1695 годов. Один из его трактатов, «Вставайте, христиане», написанный в связи с осадой Вены турками, явился примером капуцинской проповеди и вошел в драму Фридриха Шиллера «Кипящий камень». Скромность памятника объясняется не столько убеждениями проповедника (ведь на сохранившемся с конца XVII века его портрете Санкта Клара изображен в монашеской рясе, правда с пером и листом бумаги в руках) и не именем скульптора – Ханс Шватхе, сколько временем его установления – 1928 год. После Первой мировой войны Австрия потеряла большую часть своих территорий и стала маленьким государством с республиканским строем, так как помимо всего прочего с подписанием мирного договора ликвидировалась и монархия. Это были годы серьезных экономических и социальных проблем. Наверно именно поэтому венцы обратились к образу проповедникаа, который несколько веков назад во время страшной катастрофы и потрясений поднял национальный дух народа.
За памятником открывается зеленый сад Бурггартен с высокими деревьями замысловатых видов. До 1918 года он был частным владением императорской семьи Габсбургов и назывался тогда Императорский сад. С падением монархии сад открыли для общественности. Но мы свое внимание посвятим не деревьям и не оранжерее, а парковым памятникам. Не удивительно, что два из трех здешних монументов были воздвигнуты австрийским императорам – Францу Иосифу I и Францу Стефану Лотарингскому. Франц Иосиф (Franz Joseph I, 1830 – 1916 гг.) прожил долгую жизнь – 86 лет, из которых 68 был императором. Многое пришлось пережить ему и как человеку (самоубийство сына, убийство племянника) и как императору (восстания, революции, войны). Безусловно, его продолжительное правление существенно повлияло не только на историю его страны, но и на ход событий во всем мире. Ведь именно он после убийства в Сараево его племянника – наследного принца Фердинанда приказал начать военные действия, что послужило началом Первой мировой войны. Удивительно, что человеку, так долго правившему огромной Австро-венгерской империей, нет на родине ни одного поистине значительного памятника. Но и этому есть объяснение. Еще при жизни императора многие самые талантливые архитекторы, скульпторы и художники работали над вариантами памятников императору. Например, Отто Вагнер – придворный архитектор, существенно повлиявший на современный вид Вены, предлагал пышно оформленный монумент высотой в тридцать метров. Для этого грандиозного проекта даже место было подобрано – на Ринге, рядом со зданием Университета, перед церковью Вотивкирхе. Другой известный венский архитектор, Адольф Лоос, последователь Вагнера, разработал целый проект перестройки сада, как памятника императору. Однако монархия пережила своего старого правителя всего на два года. 12 ноября 1918 года, после катастрофического поражения в Первой мировой войне, сильно урезанная территориально Австрия была провозглашена республикой. И в новых условиях о таком грандиозном проекте памятника императору и речи быть не могло. Страну мучили безработица, голод, разруха и постоянные столкновения разных слоев населения, напоминающие гражданскую войну.
И все же спустя двадцать лет после смерти императора снова встал вопрос о его увековечении в памятнике. Независимым комитетом были собраны средства, и в 1937 году был проведен конкурс на лучший проект. Выиграл вариант архитектора Клеменса Хольцмайстера и скульптора Ханса Андрэ. Опять был запланирован грандиозный монумент, проект которого можно увидеть в одном из залов Дома искусств. В ноябре 1937 года на площади Героев (Heldenplatz), что в непосредственной близости с императорским дворцом, был заложен первый камень и выставлены рабочие леса. Однако Вторая мировая война, пришедшая в Австрию через полгода, разрушила и это начинание. Именно на площади Героев в 1938 году Гитлер провозгласил присоединение Австрии к Германской империи. Больше попыток создать величественный монумент Францу Иосифу не предпринималось. Может, австрийцы суеверны и боятся новых потрясений, которые происходят каждый раз, когда они принимаются за изготовление памятника самому ТдолгоиграющемуТ императору?
Так или иначе, в Бурггартене по соседству с другими установлен достаточно скромный для такой персоны памятник. Он является копией скульптуры из камня, сделанной в 1904 году художником Иоганном Бенком. Иосиф Тух, ученик Бенка, залил металлом каменную скульптуру своего учителя, и металлическая фигура императора была выставлена в Городском парке. В 1938 году, сразу после присоединения Австрии к Германии, национал-социалисты вывезли памятник на свалку металлолома в Лейпциге, где он без царапинки пережил войну. 18 августа 1957 года вернувшийся на родину император был установлен в Бурггартане как раз на 127-ю годовщину со дня своего рождения. Франц Иосиф одет в военную форму, поверх которой накинуто пальто. Он остался в глазах потомков человеком в расцвете сил, стройным, подтянутым, с густыми закрученными с концов усами. Удивительно, но и при жизни он в душе всегда был солдатом. Жил в комнате без излишеств, спал на узкой жесткой кровати, просыпался в 4 утра и сразу же принимался за работу, а после смерти получил простой «солдатский» памятник с лавровым венком победителя у подножья. Может об этом и мечтал сам император?
Памятник Францу Стефану Лотарингскому – первый в Европе, когда император изображен сидящим на коне.
Бывали ли вы в Венском зоопарке, самом старом зоопарке в мире, а может быть одновременно и самом современном? В нем звери даже у самых сентиментальных людей вызывают не сочувствие, а зависть – так хорошо им там живется. Этот зоопарк основал император Франц Стефан, также как и многое другое в Вене. Например, венский парк культуры и отдыха Пратер, который, понятное дело, является самым старым в мире общественным парком.
Франц Стефан Лотарингский (Franz Stephan von Lothringen, 1708 – 1765 гг.) прибыл в Вену из Лотарингии в пятнадцатилетнем возрасте на обучение в высшем венском свете. Так что можно сказать, что его брак с Марией Терезией был предопределен. После того как Франц Стефан отрекся от престола в Лотарингии, был он в 1745 году провозглашен римско-германским императором. Однако реально государством управляла его супруга – Мария Терезия. Хоть Франц Стефан и имел слабое политическое влияние, он активно занимался вопросами государственного устройства, например, провел реформу финансового управления и тем самым сократил долю государственного долга. Кроме того, он активно занимался коллекционированием и создал семейный фонд, который явился основой частного состояния династии Габсбургов. Франц Стефан был финансистом и ученым. Особенно его интересовали геология, биология и зоология. Им была собрана настолько крупная коллекция в этих областях науки, что она послужила основой для создания музея Естествознания.
Придворный художник и скульптор Бальтазар Фердинанд Молл еще при жизни императора начал работы над памятником ему. Этот же скульптор изготовил совместный саркофаг для Марии Терезии и Франца Стефана. Однако эти две работы сильно разнятся между собой. Саркофаг, который можно увидеть в Склепе Капуцинов, богато украшен и как свадебный торт обвит ленточками и кружавчиками. Вместо роз, правда, черепа и ангелы, как символы смерти и жизни. Памятник Францу Стефану выполнен строго, в стиле раннего классицизма, и представляет повелителя римско-германской империи с полководческим жезлом и золотым руном. Свинцовая отливка всадника была готова уже в 1781 году, но монумент был выставлен в саду только в 1797 году. В 1819 году Франц Стефан переехал в Бурггартен, где и стоит по сей день.
Помимо памятников императорам в Бурггартене есть еще один. Он был установлен 21 апреля 1896 года Вольфгангу Амадею Моцарту. История создания памятника великому композитору и музыканту по-своему повторила историю его жизни. Она была такой же переменчивой, противоречивой и расточительной. Решение о выборе места для установки скульптуры принималось долго и трудно. Что подойдет лучше: городской парк, парк перед Ратушей или площадь перед Альбертиной? Сбор денег продолжался томительно долго. От момента создания соответствующего фонда до торжественного открытия памятника прошло 77 лет. Выбор проекта тоже не удался с первого раза. Первый художественный конкурс отклонил все представленные варианты. Второй выбрал предложение Эдмунда Хеллмера. Возможно этот вариант молодого тогда скульптора был очень подходящим, ведь один из символов Вены – памятник Иоганну Штраусу выполнил именно Эдмунд Хеллмер. Однако радость скульптора длилась недолго. Моцартовский комитет убедил жюри пересмотреть решение и выбрать вариант другого кандидата – Виктора Тилгнера. Забавным является тот факт, что Тилгнер сам входил в жюри. В готовом виде Виктору Тилгнеру не удалось увидеть свое творение – он не дожил пяти дней до торжественного открытия памятника. Он выполнен в стиле барокко. Пухленькие ангелочки, спадающие вниз гроздья спелого винограда окружают молодого композитора. Скульптура сделана из белого мрамора с небольшими бронзовыми вставками. Моцарт стоит на высоком четырехугольном пьедестале, на котором выгравированы театральные маски и сцены из опер. Его левая рука опирается на стойку с партитурой. На задней стороне памятника имеется рельеф с изображением шестилетнего Моцарта, его отца, сидящего за пианино, и сестры композитора Марии Анны – Нанерл, которая тоже была пианисткой. В 1992 году копия памятника была подарена городом Веной Японии. Теперь она установлена в Токио.
В свое время маленький Моцарт выступал перед Францем Стефаном в императорском дворце и как вундеркинд получил от императора денежное вознаграждение. Теперь Бурггартен объединил этих двух людей, хотя их памятники совершенно разные. Да и между двумя императорами Францами, стоящими в саду, скорее больше различий, чем сходства. Их объединяет город, который о них заботится. А мраморные и бронзовые люди возвеличивают сам город. Вот и получается: город создает памятники, а памятники создают город.
Лариса Юркевич
Если вам не хватило информации,
изложенной в статье, вы можете
обратиться к автору по тел.: 01/920 29 70.
Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети