Австрия со всех сторон

О русском влиянии на развитие музыкального искусства Австрии

Просмотров: 445

музыкальное искусство Бетховена, Моцарта. Австрия

История России и история Австрии с давних пор неразрывно связаны. Особенно ярким оказался русский след в музыке. Несколько австрийских композиторов создали для России и в связи с ней произведения, ставшие поистине вехами в искусстве. Так, например, демократизация камерной музыки произошла в Австрии благодаря России, а «Ода радости», гимн Европы, была написана Бетховеном по милости русского князя. 

 В XVIII веке австрийское искусство достигло апогея своего развития. Архитектура, живопись и музыка уже не подвергались иностранному влиянию. Успехам в этих сферах способствовал прежде всего личный интерес правящей элиты Австрии. Начиная с XIII века императоры Габсбурги покровительствовали музыкантам и использовали музыку во всех сферах жизни империи: в духовной, военной и бытовой. В дипломатии ей также отводилось видное место. Так, царя Петра Великого в 1698 году Вена встречала фейерверком музыкальных представлений. В то время Австрией правил император Леопольд I, известный как талантливый композитор, написавший кантаты, оратории и оперы.  В 1781 году в Вену приехал внук Петра Великого цесаревич Павел. Его встретил правнук императора Леопольда император Йозеф II в истинном австрийском стиле с музыкальными празднествами. В честь русского гостя Йозеф II заказал у Вольфганга Амадея Моцарта новую оперу. Двадцатипятилетний композитор создал шедевр – с элементами национальной музыки, ранее не исполнявшейся в Европе. «Похищение из Сераля» – самое важное и популярное произведение в жизни Моцарта. Оно принесло композитору успех, способствовало его придворной карьере и даже сделало возможным его бракосочетание. Моцарт хотел жениться, но по законам времени он должен был располагать необходимым доходом на содержание супруги. Император Йозеф II заплатил композитору за оперу «Похищение из Сераля» 100 дукатов, что было целым состоянием.Цесаревич Павел, в свою очередь, заказал в Австрии квартеты у австрийского композитора Йозефа Гайдна. Моцарт однажды сказал, что учился у Гайдна правильно писать квартеты. Шесть струнных квартетов, написанных Гайдном для великого князя, стали известны в музыкальной литературе как русские. Они считаются одними из лучших произведений камерной музыки. Кроме этого, квартеты полностью изменили стиль камерной музыки. Самый прогрессивный композитор в области инструментальной музыки XVIII века Йозеф Гайдн создал основную форму струнного квартета, которая используется до сих пор. Он впервые отказался от главенствующей роли первой скрипки и сделал все четыре музыкальных инструмента полноправными членами музыкального действия. Только фантазия композитора задает развитие музыки, исключающее слепое следование скрипичному соло. Тридцать лет спустя ученик Гайдна Людвиг ван Бетховен написал следующее поколение русских квартетов. Все венское общество в подражание императору увлеклось музыкой. Домашнее музицирование и частные концерты стали популярными. В начале XIX века в Вене проживало 300 профессиональных музыкантов, Бетховен был самым знаменитым из них. Сначала он получил известность как непревзойденный пианист-виртуоз, затем – как востребованный учитель музыки. С 1804 года в Вене находился посланник России – граф Андрей Кириллович Разумовский. Дипломат часто приглашал Бетховена к себе во дворец, заказывал у маэстро музыкальные произведения и предоставлял залы своего дворца для постоянных репетиций оркестра с композитором-дирижером. Благодарный Бетховен посвятил радушному меценату несколько музыкальных шедевров. В 1806 году Бетховен написал свои знаменитые струнные квартеты для русского графа. Многие современники находили его произведения чрезвычайно замысловатыми, Бетховеном же владела неудержимая воля к созданию сложного. В полете вдохновения он писал почти невозможные для исполнения сонаты, квартеты и симфонии. Однажды скрипач пожаловался, как чрезвычайно трудно исполнять написанное Бетховеном. На это композитор ответил: «Неужели музыкант думает, что композитор заботится о какой-то жалкой скрипке, когда его окрыляет дух творчества». Бетховен создал в 1806 году для А.К. Разумовского невиданной сложности струнные квартеты, снова получившие название русских.

 Последние годы жизни Людвига ван Бетховена были полны скорби и горечи. Гениальный композитор страдал в полном одиночестве. Друзья покинули его. Меценаты и покровители забыли гениального маэстро, музыка которого долгие годы волновала все европейское общество. Ему рукоплескали императоры, царь и короли, но после шумных успехов и всеобщего ликования композитор остался совершенно один с проблемами со здоровьем и творчеством.Из-за сильно прогрессировавшей глухоты Бетховен сначала сам сторонился общества. Никого в мире не заботило состояние любимца. Но не только болезнь мучила Бетховена – на него неожиданно обрушилось горе потери младшего брата. Его заботила судьба оставшегося сиротой племянника, мать которого не желала иметь дело со странным родственником. Разгневанный композитор решил отсудить единоличное право воспитания племянника у малообразованной женщины. Новые заботы и горестные переживания лишили его энергии творчества. Бетховену всегда приходилось зарабатывать на жизнь. Он гордился своей профессией музыканта, но выступать с концертами не мог из-за полной потери слуха. Композитор мало писал, а издатели платили мизерные цены за уникальные сонаты, ведь Бетховен просто вышел из моды. Публика быстро забыла своего гения, считая, что он исписался. Теперь столица рукоплескала только Россини.
Неожиданно в самый беспросветный и унылый ноябрьский день 1822 года Бетховен получил привет из России. Из далекого Санкт-Петербурга пришло письмо от русского князя Голицына с просьбой написать один или три квартета. Бетховен воспрянул духом и немедленно приступил к созданию великих творений. Он снова был полон творческих замыслов, энергия вдохновения воплотилась в его «Оде радости». Бетховен запросил 100 дукатов за сочинение квартетов – цену когда-то проплаченную австрийским императором за оперу Моцарта. Русский князь был готов заплатить за творения гения. Однако заказ был выполнен Бетховеном с многолетней задержкой и после написания нескольких других работ. Вот почему на знаменитой «Торжественной мессе» стоит посвящение князю Голицыну.
Русский заказ окрылил Бетховена, и он смог наконец закончить также 9-ю симфонию, над которой работал всю жизнь. Логично, что триумфальный оптимизм финальной части симфонии обязан проявленной милости русского князя, который терпеливо ожидал от композитора свои квартеты.
Князь Николай Борисович Голицын (1794–1866) был из старого дворянского рода, участвовал в войне 1812 года. Он с детских лет увлекался музыкой и стал одним из основателей русской школы виолончелистов. Голицын часто выступал как виолончелист на благотворительных концертах. Князь был лично знаком с Й. Гайдном и пропагандировал творчество Бетховена в России, для чего и заказал новые произведения у маэстро. Он переписывался с Бетховеном по поводу квартетов пять лет. Композитор посвятил князю три струнных квартета – Es-dur, op. 127, A-moll, op. 132 и B-dur, op. 130/133 и увертюру «Освящение дома» ор. 124. По инициативе Голицына в России раньше, чем в Австрии, впервые прозвучала «Торжественная месса» Бетховена.

 Елена Шписбергер

Лицензионный экскурсовод

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети